СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов в обучении школьников немецкому языку.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены основные концепции использования проектной методики при обучении учащихся немецкому языку с целью повышения мотивации в процессе обучения, использование современных информационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов в обучении школьников немецкому языку.»

УДК Е.В.Войт-Лонгус, учитель

немецкого и английского языков

1 категории

МОУ «РРСОШ№3»

г.Рыбница, Приднестровье


Использование метода проектов

в обучении школьников немецкому языку.

Use of a method of projects

in learning of school students in German.


В статье рассмотрены основные концепции использования проектной методики при обучении учащихся немецкому языку с целью повышения мотивации в процессе обучения, использование современных информационных технологий.

Ключевые слова: проектный метод, коммуникация учащихся, личностно-орентированный подход, современные информационные технологии, языковая компетенция, социокультурное поле.

In article the main concepts of use of a design technique when training pupils in German for the purpose of increase in motivation in the course of tutoring are considered, use of the modern informational technologies.

Key words: design method, communication of pupils, the approach focused on the personality, language competence, modern information technologies, sociocultural field.



Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности учащегося остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

Реформа школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения является важнейшим условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом процесса обучения, сущностным, глубинным понятием.

Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает огромными возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Современные потребности общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности обучающегося, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного, и развивающего потенциала предмета, которые подходили бы к индивидуальности каждого обучающегося. Поэтому, основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность обучающегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой деятельности.

Исходя из вышеизложенных приоритетных задач современного образовательного процесса ,при обучении иностранному языку я использую личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит обучение в сотрудничестве и метод проектов, который предполагает активное использование современных информационных технологий. Это позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению немецкого языка, дать возможность учиться с интересом и раскрыть скрытые потенциальные возможности каждого ребенка. Применяя данную методику в обучении, я руководствуюсь методическими рекомендациями доктора педагогических наук, исследователя в области современных технологий обучения учащихся С.Е. Полат.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить любую проблему в результате самостоятельных действий учащегося с обязательной презентацией этих результатов. Проектная работа и обучение в сотрудничестве находит все большее распространение и признание в образовательных системах разных стран мира. Проектная работа обусловлена следующими причинами:

- необходимостью не столько передавать учащимся набор определенных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальностью приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений работать в разнотипных группах, исполняя при этом различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);

- актуальностью коммуникативного процесса, знакомства с разными культурами, нравами, обычаями, разными точками зрения на одну проблему;

- значимостью умения использовать исследовательские методы: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения.

Содержание метода проекта раскрывается через его принципы. К важнейшим из них относятся:

  1. связь идеи проекта с реальной жизнью;

  2. интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

  3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

  4. самоорганизация участников проекта;

  5. умение ставить цель на создание конкретного продукта;

  6. монопредметный и межпредметный характер проектов;

  7. временная и структурная завершенность проекта.

Для успешной работы необходимо соблюдать не только принципы, но и этапы работы над проектом.

I. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1. Планирование учителем проекта в рамках тем.

2. Выдвижение идеи учителем на уроке.

3. Обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.

II. Организация работы:

1. Формирование разноструктурных рабочих групп.

2. Распределение заданий в рабочих группах.

3. Практическая самостоятельная деятельность учащихся в рамках проекта.

III. Завершающий этап:

1. Промежуточный контроль (при длительном проекте).

2. Обсуждение способов оформления проекта.

3. Презентация результатов проекта всей группы.

4. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, комментирование и выставление оценок. Оценку следует выставлять за проект в целом:

- за лингвистическую (языковую) правильность;

- за многоплановость характера проекта;

- за уровень творчества;

- за стиль и чёткость презентации.

Изложу свой опыт использования проектного метода в обучении на уроках немецкого языка. Проект «Die Märchenbrüder Jacob und Wilhelm Grimm». Проект предназначен для внеклассной работы в старших классах(10-11классы) при прохождении темы «Великие люди Германии», о жизни и творчестве немецких филологов – братьев Гримм, известных во всем мире великих сказочников, с привлечением учащихся 5 классов в постановке «Золотой гусь».

Цели проекта:

1. Ознакомить учащихся с творчеством братьев Гримм, с их вкладом в национальную культуру Германии и в мировую культуру, приобретение новых знаний.

2. Формирование умений и навыков:

а) использовать монологическую речь;

b)использовать справочную литературу на бумажных и электронных носителях;

c) представить собранную информацию в виде реферата, таблицы, плаката, рисунка и т.д.;

d) развить познавательную и творческую активность учащегося.

Тип проекта: информационно-поисковый, лингвострановедческий.

Класс: 10, 11, 5. Уровень: базовый и базовый продвинутый.

Продолжительность: 4 урока, презентация 60 мнут.

Проектное задание:

1.Соберите и отформатируйте информацию о жизни и творчестве братьев Гримм (в библиотеке, в Интернет сети и в периодической печати.

2. Напишите доклады о жизни и творчестве братьев Гримм.

3. Оформите стенд «Важные вехи в жизни и творчестве братьев Гримм».

4. Нарисуйте (иллюстрируйте) схему «Die Deutsche Märchenstraße».

5. Составьте викторину(подготовьте тест-вопросы) по имеющейся информации.

6. Подготовьте иллюстрации к отрывкам из сказок братьев Гримм и организуйте выставку рисунков.

7. Подготовьте инсценировку к сказке «Золотой гусь».

Ход проекта:

I. Подготовительный этап.

1. Вступительная ознакомительная беседа с учащимися о великих людях Германии, о жизни и творчестве братьев Гримм с целью анализа уровня знаний о творчестве сказочников. Подача учителем идеи проекта, обсуждение хода подготовки проектной работы.

2. Выбор формы подачи результатов проекта (сообщение, доклады, письмо, стихотворения, эссе, рефераты, страница устного журнала, постановка сказки, рисунки) и формы презентации: литературная гостиная.

II. Основной этап.

1. Обсуждение сроков и последовательности выполнения проекта.

2. Распределение индивидуальных заданий и заданий между группами учащихся.

3. Планирование самостоятельной работы учащихся над каждым заданием.

4. Координация со стороны учителя деятельности учащихся.

5. Совместное составление викторины (тест-опроса) для гостей – учащихся других классов.

III. Заключительный этап.

1. Презентация подготовленных учащимися материалов.

2. Пробное представление (репетиция) всего проекта.

3. Презентация проекта (выступление) в литературной гостиной.

4. Подведение итогов проекта и награждение лучших знатоков творчества братьев Гримм из учащихся и из гостей.

В процессе сбора и подбора материала по тематике проекта учащимися приходится сталкиваться с аутентичными материалами. В наши дни это стало возможным не только благодаря наличию большого количества учебных материалов, но и возможностью доступа к сети Интернет .Безусловно, такие материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал. Кроме того, работа при подготовке проектов обогащает знания школьников о культуре, быте, нравах и обычаях, этике страны изучаемого языка. Таким образом, происходит развитие лингвострановедческой компетенции. Работа над проектами предусматривает не только сбор информации о стране изучаемого языка. Вспомогательными компонентами являются также тестирование, анкетирование, поиск и сбор необходимой информации, анализ и синтез информации, опрос и исследование, проводимые в родной стране, с возможностью последующего сравнения двух культур. Поэтому можно положительно констатировать о развитии межкультурной компетенции учащихся в процессе выполнения проектной работы.

При выполнении проектной работы школьникам приходится много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые структуры учащиеся должны употреблять в процессе презентации работы. Таким образом, происходит их изучение и закрепление. В ходе подготовки презентации предусмотрены беседы и дискуссии по теме, дополнительные вопросы. Тут можно говорить об использовании неподготовленной или частично подготовленной диалогической и монологической речи. Это может происходить благодаря тому, что, во-первых, проект делается в группе и учащийся чувствует поддержку группы без вмешательства преподавателя; во-вторых, тем, что речевая деятельность школьника приобретает мотивированный характер, так как общение происходит на актуальную и интересную для него тему на основе собранной им информации, фактов и дополнительных материалов. В группе с низким уровнем обучения не предусмотрены дискуссии и устные обсуждения.

Проведенные ранее проектные работы с учащимися показали, что, если в процессе обучения ИЯ использовать наряду с традиционными формами так же и проектную работу, то, во-первых, повышается мотивация к изучению ИЯ, во-вторых, расширяется словарный запас учеников и повышается общий уровень владения ИЯ, и, в-третьих, развивается лингвострановедческая и межкультурная компетенция учащихся.

На мой взгляд, в проектной методике заложен большой потенциал для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни публично выступать и говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование этого метода реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же в свою очередь выступает в роли помощника. Немаловажно также и то, что в работе над проектом дети учатся совместно работать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, сопереживание, взаимовыручка, формируются творческие способности, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения школьников и их социального поведения в целом.


Список литературы:


1.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2-3.

3.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1.

4.Прохорец Е.К., Плеханова М.В., Хмелидзе И.Н. Основы проектной работы на занятиях по немецкому языку в техническом вузе: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – 112 с.

5.Сидоренко А.С. Теория и практика организации учебного процесса// Журнал «Завуч». – 2003. – № 6.