СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов в преподавании литературы в якутской школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании метода проектов в преподавании литературы в сельской школе 

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов в преподавании литературы в якутской школе»

Использование метода проектов

в преподавании литературы в якутской школе



Иванова А.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»

с. Тамалакан Верхневилюйский улус РС(Я)



Введение

В наш информационный век учащиеся имеют возможность получить огромный объем информации. В этом потоке информации можно заблудиться. В современной школе учащиеся мало обучаются умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые знания, применять теоретические знания на практике, опираясь на собственный жизненный опыт. А ведь конкурентоспособность будущего гражданина зависит от активности человека, от гибкости его мышления, от способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа.

Основная часть

Целью моей работы является показать применение в школьной практике метода проектов, в частности в преподавании литературы.

Метод проектов возник в 20-е годы в США. Он основывался на идеях американского философа и педагога Джона Дьюи. В России он применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской, был разработан в трудах выдающегося русского педагога С.Т. Щацкого, но в 30-х годах был осужден как чуждый метод и не использовался вплоть до конца 80-х гг. (6, с.4)

В применении этого метода меняется сама роль учителя: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность показать себя, свой потенциал, показать результаты своего труда. Для учителя проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать и развивать умения и навыки проектирования.

При овладении методом проектов необходимо прежде всего различать разные типы проектов. Проекты могут быть исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные. По числу участников они могут быть индивидуальные, парные и групповые. По продолжительности проведения могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными (4, с.119-120). Исследовательские проекты позволяют приобщить учащихся к научной деятельности. На уроках литературы и во внеурочной деятельности учащиеся проводят информативно-реферативную работу (исследование с целью получения новой информации); проблемно-реферативную (творческие исследования).

В своей практике я использую, в основном, информационные проекты. Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные источники информации: литература, СМИ, Интернет, анкетирование, учатся обрабатывать полученную информацию и составлять проектную продукцию (презентации, доклады).

Метод проектов как метод обучения имеет ряд характерных особенностей. Это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Проект должен иметь реально достижимую цель. Результатом работы над проектом должен быть проектный продукт. Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Реализация проекта – это несколько этапов работы с определенными задачами для каждого из них. Это решение указанных задач определенными способами с поиском ресурсов для этого, с указанием сроков выполнения этапов работы.

Учитель, применяющий метод проектов, должен создать мотивацию и образовательную среду для удовлетворения этой мотивации, должен сам четко представлять, чему должны научиться учащиеся в результате работы. Он должен организовать работу в малых группах или индивидуально, должен организовать обсуждение по теме проекта, уметь консультировать и знать критерии объективной оценки проектной работы.

В преподавании литературы существует ряд проблем, актуальных для многих педагогов. Это нежелание учащихся читать произведения или поверхностное прочтение текста художественного произведения. С другой стороны, отсутствие интереса учащихся к литературе прошлых лет, особенно к произведениям малоизвестных писателей. Также есть проблема нехватки современных учебников и проблема отсутствия программных произведений в учебниках и хрестоматиях по литературе , имеющихся в наличии у школы. На мой взгляд, метод проектов очень актуален в решении данных проблем.

Я использую метод проектов как прием изучения литературного произведения. При прочтении текста учащиеся, в основном, обращают внимание на сюжетные линии, некоторые детали художественного произведения остаются вне внимания. Тогда я даю творческие задания в виде проектов с проектным продуктом – презентацией. Каждый из проектов – это ответвление исследования проблемы или деталей текста (Прил. №1)

Например, при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 5-м классе я даю такие задания: составить презентацию о блюдах, встречаемых в повести, о празднике Рождества Христова, о Коляде и колядках, о Санкт-Петербурге и Екатерине Великой, о самом авторе Н.В. Гоголе. Результатом проекта стала воссозданная картина мира украинского народа, России. Картина выстроена самими учащимися в процессе исследования. На итоговом уроке учащиеся выступают с защитой своего проекта перед всем классом, рассказывают о своей работе. Проблема была в слабом умении находить и обрабатывать необходимую информацию, в слабом умении создавать проектный продукт в виде презентации. При выполнении этого проектного задания учащиеся научились и этому, также они глубже проникают в гоголевский мир, раскрывают всю красоту и богатство русской литературы. Конечно, полученный результат обладает лишь субъективной новизной, но она важна для участников проекта. Это их знания, добытые творческим, а значит не скучным трудом. И это самое главное.

Большой интерес у учащихся вызывают творческие проекты.

Например, создать презентацию по своему восприятию образов художественного произведения. Так, при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» в 9-м классе я дала 3-м сильным учащимся подготовить презентацию о 3-х помещиках- Ноздреве, Манилове, Плюшкине. Учащиеся показали не только портрет помещиков и рассказали об их домах, об их мироощущении, об их особенностях, но и придумали задания для своих одноклассников. Так они раскрыли свое понимание образов помещиков. На обобщающем уроке девочки выступили со своими проектами, урок получился интересным всем. Дети с удивлением слушали своих одноклассниц, некоторые впервые проявили интерес к творчеству Н. В. Гоголя (Прил. №2)

Иногда получается так, что при изучении общих тем творчество некоторых писателей и поэтов проходит незамеченным для учащихся, они узнают в ходе лекционных уроков об их произведениях, об их жизни и творчестве вкратце. Есть поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В таких случаях дополнительные проектные задания – подготовить презентацию о малоизвестных для сельских школьников писателях, рассказать о них – помогают шире раскрыть для школьников мир русской литературы. Цели и задачи участников проекта: выбор информации о писателе или поэте; иллюстрирование информации; подготовка дополнительных заданий по теме презентации.

Так были созданы презентации о поэтах тютчевской плеяды, о поэтах Серебряного века, о поэтах-женщинах, о лирике периода Великой Отечественной войны. Информацию о них ребята находили, в основном, в Интернете, дополняли отрывками стихотворений из книг библиотечного фонда.

Формой творческого проекта может быть такая работа как перевод стихотворения с русского на якутский язык или с якутского на русский. Перевод способствует осознанному, а значит прочному усвоению материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Перевод с русского языка носит аналитический характер, является языковым упражнением, помогает понять образные конструкции, тем самым изучить поэтику стихотворения. При художественном переводе важно осознать природу ассоциации, на основе которой возникает метафоризация, чтобы донести в переводе смысл стихотворения. Перевод должен соответствовать культурным языковым традициям языка, на котором осуществляется перевод. Этапы работы над проектом по переводу начинаются с изучения стихотворения, с анализа его содержания и особенностей ритмики, композиции. Затем проводится построчный перевод с многократным редактированием с целью соответствовать особенностям художественного своеобразия оригинала. Затем перевод оформляется в виде творческого буклетика или открытки. Сравнение своего перевода с переводами известных поэтов-переводчиков, сопоставление их работ с оригиналом – своеобразный прием углубленного изучения лирического произведения. Когда учащийся работает над каждым словом при переводе, он лучше познает поэтику произведения. Сопоставляя разные переводы, он лучше понимает своеобразие поэтического творчества. Перевод я использую в 6-8-х классах, когда учащийся учится анализировать лирическое произведение. Так, ребята с удовольствием перевели стихотворения: «Утес», «Парус» М.Ю. Лермонтова, «Белая береза…» С.Есенина, «Узник» А.С. Пушкина и другие (Прил. №3)

Информационный проект может перерасти в исследовательский проект. В 9-10-х классах я провожу элективный курс по теме «Обучение научно-исследовательской работе по русскому языку и литературе». Программа рассчитана на 34 часа, включает теоретические материалы и практические работы по оформлению исследовательских работ. Учащиеся, обучившиеся на занятиях элективного курса, овладевают навыками проектной деятельности и активно участвуют во многих научно-практических конференциях. Мои учащиеся создавали исследовательские проекты по таким темам: «Языковая модель женского портрета в стихотворных текстах А.С. Пушкина», «Функциональный аспект лунного пейзажа в стихотворениях русских и якутских поэтов», «Семья в произведениях А.С. Пушкина», «Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова», «Фольклорное начало в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» и другие. Эти работы заняли призовые места в конференциях разного уровня от улусного до республиканского. Некоторые работы опубликованы на сайте исследовательских работ учащихся «1 сентября» «Портфолио». Умение создавать исследовательские работы, проекты по литературе помогли моим выпускницам успешно обучаться в высших учебных заведениях, а умение аналитически мыслить, умение применять методы творчества при проектировании, как-то: аналогия, ассоциация, эвристическое комбинирование, наводящие вопросы и т.д. – помогают им успешно адаптироваться в быстро меняющемся информационном мире.

Учитель в работе с детьми может выполнять различные роли: быть руководителем и наставником, обучающим и контролирующим этапы проекта; партнером, коллегой, заинтересованным в решении проблем, в поиске интересных ходов решения; экспертом, предоставляющим советы, направляющим по пути исследовательских поисков. Грамотно выбранная позиция учителя создает условия для развития обучающегося, оказывает воспитательное воздействие.

Сегодня метод проектов имеет огромный потенциал в образовательном пространстве, он актуален не только в преподавании литературы, но и в обучении других учебных предметов.



Литература

  1. Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

  3. Залуцкая С.Ю., Корнилова В.В. Методические указания к организации научно-исследовательской работы студентов. Якутск, 2006.

  4. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – В журнале: Завуч. Управление современной школой, 2007, №1.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  6. М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2012.

  7. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 кл.: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.