СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода сказкотерапии в процессе формирования связной речи у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование связного речевого высказывания у младших школьников происходит эффективнее в процессе специально организованных занятий, основанных на образовательных возможностях метода сказкотерапии.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода сказкотерапии в процессе формирования связной речи у младших школьников»

Использование метода сказкотерапии в процессе формирования связной речи у младших школьников

В условиях современной системы образования проблема полноценного развития связной речи детей приобретает особую актуальность. Внимание педагогов обращено к вопросу об активности и эмоциональной включенности ребенка на занятии как факторе наиболее прочного усвоения материала при коррекции различных сторон речевой деятельности.

Метод сказкотерапии с большой эффективностью можно использовать при коррекции  практически любой стороны речи. Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего школьного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Рассказывание сказок активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, помогая реализации художественно-образных впечатлений, полученных в процессе подготовки к рассказыванию. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.

Единство коррекционных задач и особая позиция логопеда делают метод  сказкотерапиии особой формой взаимодействия в диаде «ребенок-логопед», позволяют обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулируют их активность. А ведь одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, в т. ч., связной речи, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия. Несмотря на самодостаточность метода сказкотерапии, его эффективность существенно повышается при дополнении различными методами, такими как беседа, сюжетный рисунок по сказке, хороводные и пальчиковые игры. Очень важна правильная организация предметно-развивающей среды на занятиях и создание творческой доброжелательной атмосферы, что является залогом спонтанного раскрытия потенциальных речевых возможностей детей.

Система занятий, построенных на основе метода сказкотерапии, позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников. Логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи детей осуществляется последовательно в доступной и интересной детям форме.

Основные этапы занятия следующие: организационный момент, рассказывание сказки в той или иной форме логопедом или детьми (показ сказочного действия детьми по словам логопеда, рассказывание одним из детей, рассказывание логопедом с пропуском эпизода или его перестановкой и др.), игры по содержанию сказки (хороводные, пальчиковые и др.), творческие и дидактические задания, направленные на подготовку детей к полноценному пересказу сказки, подведение итогов занятия. В логопедические занятия также включены следующие методы и   приемы: песенки и поговорки-присказки, сюжетный рисунок по сказке (как элемент арттерапевтической методики), игра на детских музыкальных инструментах, беседа и многие другие. Итогом применения данной методики является полноценный пересказ школьниками сказки, выбранной исходя из актуального уровня речевого развития детей.

По результатам апробации метода сказкотерапии в практической работе логопеда, у 73% детей показатели уровня сформированности связного речевого высказывания повысились.

Таким образом, формирование связного речевого высказывания у младших школьников происходит эффективнее в процессе специально организованных занятий, основанных на образовательных возможностях метода сказкотерапии, при этом важнейшей составляющей  логопедической работы является активизация коммуникативно-эмоциональной сферы детей в процессе свободного общения, творчества и игры. Важно отметить, что процесс овладения ребенком связным высказыванием во многом определяется уровнем его активности, заинтересованности  и эмоциональной включенности в процесс занятия.