СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методических приемов для проведения на уроке бесед об искусстве

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование методических приемов для проведения на уроке бесед об искусстве»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ



Районный семинар учителей изобразительного искусства

Шпаковского муниципалитета





Тема семинара: «Использование методических приемов для проведения на уроке бесед об искусстве».



Мастер – класс

«Использование методических приемов для

проведения на уроке бесед об искусстве».






Съедина Н.Н.

г. Михайловск, Шпаковский округ,

Ставропольский край, Россия,

МБОУ НОШ № 24



2021 год



















Мастер – класс

«Использование методических приемов для проведения на уроке бесед об искусстве».



«Учителю необходимо постоянно учиться,

учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…» 

Л. Боровиков


Введение

«Искусство надо передавать средствами искусства».

Б. М. Неменский



Обучение искусству в начальной школе - очень важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные и творческие возможности.

Актуальность этого мастер- класса заключается в понимании того, что именно искусство воспитывает эстетическое отношение к человеку, природе, обществу, зарождает чувство прекрасного, ощущение единства с окружающей действительностью. А также обусловлена потребностями современного общества.

Искусство обладает огромным воздействием на личность человека, ее развитие и формирование, это сокровищница информации о жизни и чувствах людей.

В такой ситуации специфика работы современного учителя искусства в школе приобретает особую актуальность познавать и обобщать полученные сведения об искусстве и культуре, об основных культурно-исторических эпохах. Для этого нужен определенный объем знаний, на основе которых у современного человека складывается свое мнение, свой вкус.

В связи с этим возникает вопрос: «Каким должен быть урок искусства, чтобы быть понятным и интересным для всех?»

Задание1: Прошу слушателей моего мастер – класса ответить на вопрос. «Каким должен быть урок искусства, чтобы быть понятным и интересным для всех?»

Спасибо за творческий подход

Ответ можно найти в учебной программе по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд». Б. Неменского, где каждый раздел программы связан с беседой на уроке. А это значит, что через беседы об искусстве с учащимися, развивается творческое мышление и воображение, формируется интерес к искусству и мировой культуре.

Именно такой подход к преподаванию и определяет тему моего мастер -класса: «Использование методических приемов для проведения на уроке бесед об искусстве».

Цель: изучение педагогического опыта, поиск эффективных технологий и внедрение их в педагогическую практику.

Предмет исследования мастер - класса: уроки-беседы о художественной культуре в современной школе.

Задачи работы мастер - класса:

  • Показать результативность использования приёмов  беседы для формирования      познавательной деятельности обучающихся.

  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие УУД (разработать технологическую карту для урока-беседы по данной программе)


Теоретическая значимость мастер - класса: произведения искусства - это информация о жизни и чувствах людей. Оно играет огромную роль и в передаче моральных ценностей. На уроках изобразительного искусства учащиеся познают и обобщают полученные сведения об искусстве и культуре, об основных культурно-исторических эпохах, из-за чего у обучающихся складывается свое мнение, свой вкус.

Практическая значимость мастер - класса: слушатели мастер- класса смогут формировать и развивать у учащихся умения и способности сопереживать, сочувствовать, понимать, что искусство отражает и выражает, критиковать окружающую действительность и находить способы выражения своего отношения к ней через искусство.

Методы исследования: поиск информации по теме, распределение данных, их анализ, подведение итогов.

Структура работы мастер – класса: Структура работы соответствует логике и включает в себя введение, теоретическую часть, представление системы занятий, деятельность с участниками мастер – класса с демонстрацией приёмов эффективной работы с детьми, моделирование,

рефлексия, заключение.



1 Презентация педагогического опыта

ФГОС во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системнодеятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

А значит можно сделать вывод.

Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя - помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Урок-беседа относится к типу Урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Цель уроков данного типа научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины и сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений и описаний. Крайне важно строить уроки-беседы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, только тогда появятся по-настоящему выдающиеся результаты.

Уроки-беседы имеют огромное количество преимуществ: беседы активизируют творческое воображение детей, развивают их речь и память, учат выражать свои мысли грамотно. Проблемное обучение на уроках-беседах развивает детское воображение, появляется соревновательный дух, жажда исследований.

Кроме всего прочего, беседы имеют скрытый воспитательный смысл - с изучением произведений отечественных и мировых художников, появляется стремление к искусству, развивается чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, Родине. Программой по изобразительному искусству предусмотрено ознакомление учащихся с историей изобразительного искусства, его видами жанрами.

2 Представление системы занятий

Слайд

Приведу примеры беседы на уроках в начальной школе

тема: «Многообразие художественных культур в мире» 4 класс «Сопереживание» (Приложение 1)

Дети объясняют и оценивают свои впечатления от произведений искусства разных народов. Со временем, узнают и называют, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывают об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Рассмотрите таблицы с общими вопросами для беседы на уроке

(Приложение 2)

1. Вопросы, связанные с представлением произведения:

• Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни?

• Когда создано это произведение? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения?

• Каково место действия изображённого на картине: поле битвы, город и т.п.?

• Кто изображён на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

• Где опубликовано изображение — в официальных или оппозиционных источниках?

2. Вопросы, связанные с описанием изображения:

• Как расположены фигуры — поодиночке или группами, все ли изображённые на картине люди показаны равноценно?

• Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?

3. Вопросы, связанные с толкованием изображения как свидетельства эпохи:

• Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время создания этой картины?

• Объективно ли это изображение? Достаточно ли полно отражено на нём событие?

• Какова общественная позиция автора картины, он поддерживает или не одобряет изображённое им событие/явление?

• В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение?


Приложение 3

При изучении темы «Картина пейзаж» в 3 классе я провожу беседу с детьми по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща». Вопросы раскрывающие тему пейзажа Куинджи. Продумываю заранее.



  1. Что вы видите?

  2. А теперь представьте, что мы с вами оказались в березовой роще. Кругом деревья, вдали виднеется, как от солнечного света сияет вода и небо. Кругом все зеленое, ни шума, ни шороха не услышишь. Только тишина…

  3. Какое впечатление на вас произвела эта картина?

  4. Что изображено на переднем плане? (Одиноко стоящие березки, на которых присутствует необычная тень. Они выглядят совсем серыми, мрачными. И только удивительный блеск воды в ручье отражает солнечный свет.)

  5. Что вы видите на дальнем плане? (Другие деревья, растворяющиеся в свете солнца)

  6. Какое время суток изобразил художник? Как вы это определили? Какие краски использует художник для изображения неба? Небо чистое или облачное? Так какое время года на этой картине?

  7. А как называется жанр живописи, в котором изображена природа? (пейзаж). И так ребята, что такое пейзаж? (зимний или летний уголок природы). По каким признакам мы это определи?

  8. На этой картине ребята, можно заметить очень интересную световую композицию, которую художник смог создать при помощи уникального солнечного сияния, уходящего вдаль. Свет является отдельным элементом картины, еще больше украшающим березовую рощу.

Этот пейзаж нарисовал известный русский художник и мастер пейзажной живописи – Архип Иванович Куинжи. Ему принадлежит много прекрасных картин, которые он писал на протяжении всей своей жизни.


3.Деятельность с участниками мастер – класса с демонстрацией приёмов эффективной работы с детьми


Приложение 4.

Задание 2 Заполните таблицу.


Перечислите, что привлекает детей в произведениях искусства

1


2



Что привлекает детей в произведениях искусства

  1. Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует , что малыш и отдают предпочтение красному .

Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе «Лего»).

  1. Кажущаяся (иллюзорная ) трехмерность изображения, которое выглядит «как настоящее»

  2. Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т . п.) , когда хочется не только увидеть , но и потрогать .

  3. Картины, на которых изображены люди , животные или легко узнаваемы е элементы пейзажа - дом , поле , сад , деревня , берег моря и т . п . (поэтому детям нравятся импрессионисты) .

  4. Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т . д.) .

  5. Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех , плач , нежность , гнев , удивление и т. п.).Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.

  6. Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь



4. Моделирование

Участники мастер класса разделены на группы.

1 группа - разрабатывает конспект для урока-беседы по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»

2 группа - разрабатывает план беседы по картине В. Перова «Тройка»

3группа - поставит перед обучаемыми проблему, и указать пути ее разрешения во время знакомства с художественным произведением И. Репин «Не ждали»

5. Рефлексия.

Заключение

Таким образом, в ходе нашего исследования, были выполнены следующие задачи:

Мы определили значимость уроков-бесед по изобразительному искусству в общеобразовательных школах

Раскрыли эффективность беседы как метода преподавания

Проанализировали программу Б. М. Неменского «Изобразительно искусство и художественный труд»

Разработали конспекты для уроков-бесед по данной программе.

Вследствие чего, мы достигли цели и доказали, что уроки беседы по программе Б.М. Немеского имеют большое значение в учебном курсе и оказывают сильное положительное влияние на развитие детей.

Мы выяснили, что беседа позволяет передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути ее разрешения. А беседа об искусстве в силу особенности содержания и способов воздействия искусства на восприятие человека имеет ряд преимуществ. Происходит активизация познавательных процессов, в ходе проведения беседы об изобразительном искусстве успешно осуществляется, потому что именно беседа является формой, в которой развиваются внимание, речь как основная деятельность, мышление, и др. познавательные процессы. Беседы активизируют творческое воображение детей, развивают их речь и память, учат выражать свое мысли грамотно. Проблемное обучение на уроках-беседах развивает детское воображение, появляется соревновательных дух, жажда исследований.

Проводя беседу об изобразительном искусстве в школе можно наблюдать повышение активности познавательных процессов. Учащиеся научатся, аргументировано и грамотно, формулировать ответы на вопросы, что свидетельствует о том, что учащиеся научатся формировать суждения по теме, их познавательный интерес станет высоким, а изобразительная деятельность - более успешной.

Это важнейшая сторона современного содержания предмета «Изобразительное искусство.



Список литературы

1. Нормативные документы

1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министра образования и науки РФ от 26.11.2010 года №1241

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министра образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897


3.Горяева Н. А. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

4. Краснов Н.В. «Беседы по искусству в начальной школе», Искусство. Москва.

5. Неменский Б. М. «Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений», Просвещение, 2012

6. Неменский Б. М.,Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1--4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций; под ред. Б. М. Неменского. -- 5-е изд., Просвещение, 2015

8. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А и др. - Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1--4 классы, под ред. Б. М. Неменского, Просвещение, 2016.

9. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, под ред. Б. М. Неменского. -- М.: Просвещение, 2015.