« Использование методических средств на уроках русского языка в основной школе с целью развития у уч-ся универсальных учебных действий »
(из опыта работы)
Круковская Марина Павловна
учитель русского языка
и литературы
ГБОУ « СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 83
Г.О. МАКЕЕВКА »
Проблема «Использование методических средств на уроках русского языка в основной школе с целью развития у уч-ся универсальных учебных действий», над которой я работаю, отвечает современным требованиям Государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, которые предполагают комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов), в качестве содержательной и критериальной базы оценки используют планируемые результаты освоения основных образовательных программ, программы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД).
В связи с этим деятельность педагогов нацелена на то, что выпускники школы должны быть готовы к обучению на протяжении всей жизни способны решать новые, незнакомые ранее, задачи, успешно сотрудничать, владеть навыками высокого уровня, предполагают комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов).
Задачи:
-поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
-формирование универсальных учебных действий и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
- усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
« ….Усвоение – это активное думание. То, что материал понятен, еще не знания. Опытный учитель стремится внести активную работу в самый процесс осмысления»
В.А. Сухомлинский
Вывод В.А.Сухомлинского о том, что «думание должно отражаться в делании» не только прошел испытание временем, но и стал основой современного деятельностного метода обучения, использование которого является приоритетным при формировании УУД.
Так, что бы научиться систематизировать, нужно владеть понятиями, уметь выделять основные признаки, видеть связь понятий, чтобы отстаивать свою точку зрения - уметь найти и предоставить аргументы, чтобы научиться планировать, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, общению с людьми, нужно быть постоянно включенным в деятельность по получению нового знания или по его применению.
Способы организации учебной деятельности учащихся, содержание к аждого учебного предмета создаёт для учителя определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
При изучении программного материала по русскому языку в 8-9 классах я особое внимание обращаю на такие смысловые акценты УУД, как жизненное самоопределение (личностные УУД), ц елеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
(регулятивные УУД), моделирование
(перевод устной речи в письменную речь)
(познавательные УУД).
Так как основой метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация, урок получил новую форму-проблемно – диалогическую . При его подготовке я в обязательном порядке определяю новое, конструирую проблемные ситуации, планирую действия, самостоятельную работу учащихся, решения, выводы по проблеме (форму, правила, алгоритм, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами, результаты, решения проблемы, задания для применения нового знания. [5, с.1]
Основным средством для формирования познавательные УУД для меня является создание проблемных ситуаций и использование задач и проектов на выстраивание стратегии поиска решения задач; на сравнение, оценивание; на проведение эмпирического исследования; на проведение теоретического исследования; на смысловое чтение.
Эти же средства в форме ролевых и групповых игр способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий, потому что формируют у учащихся умения учитывать позиции партнёра, осуществлять сотрудничество и способствуют передаче информации, отображая предметное содержание.
Основными видами учебных задач на уроках русского языка является:
- работа с эпиграфом урока, позволяющим осмыслить текст и подумать, как он может быть связан с новой темой урока,
- работа с текстом (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера),
- использование иллюстративного ряда (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений),
- продуктивных заданий (вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, ученик формулирует свою версию ответа), - работа по принципу минимакса, когда ученику предлагается как основной материал, в виде правил, определений, ключевых слов, так и дополнительный материал,
- использование таких приёмов как «бюро прогнозов», «отсроченная отгадка», включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
С целью формирования УУД практикую использование
-лингвистического алгоритма ;
-лингвистического наблюдения;
-лингвистического тренинга;
-методического приёма «Верю- не верю».
Каждый урок русского языка позволяет учителю формировать у учащихся УУД, потому что очень широк спектр методов и приёмов обучения:
объяснительно-иллюстративны е (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы),
репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником),
проблемно-обобщающий (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров- подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое),
исследовательские методы ( работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности),
самоконтроль и самопроверка.
На каждом этапе урока
чётко формулирую задания для учеников,
стараюсь определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен,
продумывать рефлексию учениками своей деятельности.
Ну и, конечно, тщательно подбирать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.
.
Формы контроля и проверки метапредметных результатов и УУД тоже же разнообразны:
это работа с картой «Мои шаги в освоении темы»,
входной контроль,
текущий контроль: блиц-опрос, экспресс-опрос; фронтальный опрос, выполнение творческих заданий исследовательского, проектного характера; технология «портфолио.
Большое внимание в работе с детьми уделяю проблеме мотивации. Для этого использую различные методические приёмы, которые стимулируют развитие мыслительной активности.
На уроках часто использую задания из занимательной грамматики. Также предлагаю задания , содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний. Цель таких заданий- побудить детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника.
Викторина лингвистическая
Проектные технологии
Одним из новых и приоритетных направлений в моей работе является внедрение в образовательный процесс проектных технологий. Именно они дают возможность полностью раскрыть творческий потенциал, проявить исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность .
Проект «Герои»
Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через факультативы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе.
Лермонтовский бал
Как результаты работы над проблемой можно рассматривать:
создание в соавторстве с Лукашенко В.В. пособия для учителя «Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка в основной школе»
-
Участие в IX семинаре Евразийского клуба наставников учебного исследования
«Как выбрать темы школьных исследовательских проектов?»
Представление информационного продукта для участия в городской экспозиции виртуальной выставки-презентации «Современное образование в Донецкой народной Республике-2021»
С использованием полученных наробок я стала участницей II Международной электронной научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей»
Имеются публикации на персональном сайте проекта «Мультиурок методических разработок уроков https://multiurok.ru/myschool83/fil
Опыт работы был представлен на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»:
( статья «Роль педагога в управлении качеством образования на уроках русского языка и литературы»)
Свидетельство от портала «Инфоурок»
о подготовке уч-ся- победителей в международной олимпиаде «Инфоурок»
(зимний сезон – 2022)
по русскому языку
(углублённый уровень)
Победители муниципального этапа Республиканской олимпиады по русскому языку
( Диплом III степени)
Литературного марафона
« Золотой фонд «Военной поэзии»
XV Международного поэтического конкурса «Звезда героя» проекта Международного клуба «Патриот»
«Бессмертный полк в поэзии»
Городского конкурса эссе «Педагог- профессия мужская?»
Городского этапа Республиканского конкурса творческих исследовательских работ «История одной фотографии», посвященного Дню начала войны
Дистанционного конкурса презентаций виртуальной выставки памятных и знаменательных дат писателей и книг- юбиляров « Из Года Литературы – в Год Кино»
Участники городского ( отборочного) этапа Республиканского конкурса патриотического эссе «Мой герой Отечества!»