Использование методики М.Монтессори при организации
ранней помощи детям.
В последнее время занятия по методике Марии Монтессори, получают все более широкое распространение. Открываются новые группы, работающие в рамках этого педагогического направления, и происходит это не случайно - ведь метод выдержал проверку временем, и многие родители, видя результаты развития своих детей в среде Монтессори, становятся его приверженцами. Несомненно, подкупает и основная черта методики - безграничная вера в уникальность и неповторимость каждого ребенка, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Поэтому Монтессори-учитель - а именно так называют педагога, работающего в рамках этого метода, - дает возможность малышу познавать мир в своем собственном темпе, самому выбирать те или иные материалы для работы.
Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.
Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует свое физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому"
Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала.
Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок научается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.
В чем заключается Монтессори-метод?
Монтессори - метод состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, педагог, что помогает ребенку получать разностороннее развитие. Монтессори-метод состоит из многих аспектов, что требует хорошо подготовленных Монтессори-учителей с большим опытом работы. Но основные идеи и концепции системы доступны пониманию многих. Подход Марии Монтессори к воспитанию маленьких детей был уникальным.
В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок. Мария Монтессори основывала свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким он может или должен быть в представлении о нем взрослого. Затем Монтессори разработала специальную окружающую среду, которая помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно. Она видела роль педагога не в обучении, а в руководстве деятельностью. Мария Монтессори старалась видеть ребенка таким, каков он есть в действительности. Монтессори-метод позволяет вашему ребенку легче проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности. В основном он учится сам.
В пределах определенной организации ваш ребенок может выбирать работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет.
Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Монтессори-метод создает в вашем ребенке естественную любовь к обучению. Это помогает вашему ребенку идти в ногу с его естественным ростом и развитием, и избегать насилия, т.е. необходимости делать то, к чему он еще не готов. «Учитель» вашего ребенка - Монтессори окружающая среда.
В Монтессори-группе ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанных Монтессори-материриалов. Монтессори-материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка, возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.
Ваш ребенок учится работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делает сам. Он учится следовать «основным правилам» группы и может напоминать другим детям о необходимости соблюдать эти правила. У вашего ребенка есть много возможностей проявить себя и почувствовать успех, поскольку он может выбирать занятие и работать в собственном темпе, т. к. Монтессори-группа не место для соревнований. Можно заняться растениями и животными. Монтессори-группа - это место, в котором ваш, ребенок может быть свободным от господства взрослого, он может открывать свой мир и развивать свой разум и тело и охватывает множество зон:
зона практической жизни - особенное значение имеет для маленьких детей (2,5 - 3,5). Здесь расположены материалы, с помощью которых, ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ваш ребенок научится самостоятельно одеваться. Пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол, полировать серебро и т. п.
зона сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать сбои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей.
зоны языковая, математическая, географическая, естественнонаучная обеспечены материалами, основной целью которых, является умственное развитие ребенка.
Двигательные упражнения развивают вашего ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать его возможности. Многие Монтессори-группы дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, зона искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующие дальнейшему обогащению общего развития вашего ребенка. У Монтессори-педагога много обязанностей. В отличие от учителя в традиционной школе, Монтессори-педагог не является центром группы. Когда дети занимаются в группе, Монтессори-педагог едва заметен. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.
Педагог должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят ребенку для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность педагогу помочь ребенку в оптимальном использовании материалов. Педагог оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.
Педагог вмешивается в деятельность ребенка только том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку. Ваш ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику и руководителю, как к тому, кто всегда рядом в случае необходимости, но главным образом, как к тому, кто может помочь ему сделать что-либо самостоятельно. Монтессори-группа включает детей разного возраста. Определяя своего ребенка в группу, где находятся дети разных возрастов (обычно от двух, с половиной до шести лет), вы способствуете более высокому уровню учебных возможностей.
Каждая Монтессори-группа индивидуальна. Несмотря на то, что Монтессори-группа имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Так, как не бывает совершенно двух одинаковых людей, так и каждая Монтессори-группа, будучи зависимым от толкований метода и возможностей педагога, является уникальным. Рекомендуем родителям встречаться с педагогом и, если возможно, посмотреть работу педагога в группе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании Монтессори-метода.
Монтессори-метод отличается от других методов. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. С помощью метода квалифицированный учитель обеспечивает совершенное руководство в работе с детьми.
Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.
Монтессори-система дает вашему ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
Подготовлено
учителем- дефектологом
Ряснянской О.И.