СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методики М.Монтессори при организации ранней помощи детям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время занятия по методике Марии Монтессори, получают все более широкое распространение.

Просмотр содержимого документа
«Использование методики М.Монтессори при организации ранней помощи детям.»

Использование методики М.Монтессори при организации

ранней помощи детям.


В последнее время занятия по методике Марии Монтессори, получают все более широкое распространение. Открываются новые группы, работающие в рамках этого педагогического направления, и происходит это не случайно - ведь метод выдержал проверку временем, и многие родители, видя результаты развития своих детей в среде Монтессори, становятся его приверженцами. Несомненно, подкупает и основная черта методики - безграничная вера в уникальность и неповторимость каждого ребенка, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Поэтому Монтессори-учитель - а именно так называют педагога, работающего в рамках этого метода, - дает возможность малышу познавать мир в своем собственном темпе, самому выбирать те или иные материалы для работы.

Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.

Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует свое физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому"

Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала.

Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок научается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.


В чем заключается Монтессори-метод?


Монтессори - метод состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, педагог, что помогает ребенку получать разностороннее развитие. Монтессори-метод состоит из многих аспектов, что требует хорошо подготовленных Монтессори-учителей с большим опытом работы. Но основные идеи и концепции системы доступны пониманию многих. Подход Марии Монтессори к воспитанию маленьких детей был уникальным.

В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок. Мария Монтессори основывала свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким он может или должен быть в представлении о нем взрослого. Затем Монтессори разработала специальную окружающую среду, которая помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно. Она видела роль педагога не в обучении, а в руководстве деятельностью. Мария Монтессори старалась видеть ребенка таким, каков он есть в действительности. Монтессори-метод позволяет вашему ребенку легче проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности. В основном он учится сам.

В пределах определенной организации ваш ребенок может выбирать работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет.

Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Монтессори-метод создает в вашем ребенке естественную любовь к обучению. Это помогает вашему ребенку идти в ногу с его естественным ростом и развитием, и избегать насилия, т.е. необходимости делать то, к чему он еще не готов. «Учитель» вашего ребенка - Монтессори окружающая среда.

В Монтессори-группе ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанных Монтессори-материриалов. Монтессори-материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка, возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.

Ваш ребенок учится работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делает сам. Он учится следовать «основным правилам» группы и может напоминать другим детям о необходимости соблюдать эти правила. У вашего ребенка есть много возможностей проявить себя и почувствовать успех, поскольку он может выбирать занятие и работать в собственном темпе, т. к. Монтессори-группа не место для соревнований. Можно заняться растениями и животными. Монтессори-группа - это место, в котором ваш, ребенок может быть свободным от господства взрослого, он может открывать свой мир и развивать свой разум и тело и охватывает множество зон:

  • зона практической жизни - особенное значение имеет для маленьких детей (2,5 - 3,5). Здесь расположены материалы, с помощью которых, ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ваш ребенок научится самостоятельно одеваться. Пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол, полировать серебро и т. п.

  • зона сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать сбои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей.

  • зоны языковая, математическая, географическая, естественнонаучная обеспечены материалами, основной целью которых, является умственное развитие ребенка.

Двигательные упражнения развивают вашего ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать его возможности. Многие Монтессори-группы дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, зона искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующие дальнейшему обогащению общего развития вашего ребенка. У Монтессори-педагога много обязанностей. В отличие от учителя в традиционной школе, Монтессори-педагог не является центром группы. Когда дети занимаются в группе, Монтессори-педагог едва заметен. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.

Педагог должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят ребенку для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность педагогу помочь ребенку в оптимальном использовании материалов. Педагог оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.

Педагог вмешивается в деятельность ребенка только том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку. Ваш ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику и руководителю, как к тому, кто всегда рядом в случае необходимости, но главным образом, как к тому, кто может помочь ему сделать что-либо самостоятельно. Монтессори-группа включает детей разного возраста. Определяя своего ребенка в группу, где находятся дети разных возрастов (обычно от двух, с половиной до шести лет), вы способствуете более высокому уровню учебных возможностей.

Каждая Монтессори-группа индивидуальна. Несмотря на то, что Монтессори-группа имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Так, как не бывает совершенно двух одинаковых людей, так и каждая Монтессори-группа, будучи зависимым от толкований метода и возможностей педагога, является уникальным. Рекомендуем родителям встречаться с педагогом и, если возможно, посмотреть работу педагога в группе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании Монтессори-метода.

Монтессори-метод отличается от других методов. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. С помощью метода квалифицированный учитель обеспечивает совершенное руководство в работе с детьми.

Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

Монтессори-система дает вашему ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

Подготовлено

учителем- дефектологом

Ряснянской О.И.