Просмотр содержимого документа
«Использование методики «Организация соревнования с самим собою» в системе работы классного руководителя»
Использование методики «Организация соревнования с самим собою» в системе работы классного руководителя
Денисова Т.А.
Соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований. Ведь постоянные неудачи заставляют детей отказываться от соревнования.
В психологии существует понятие «соревнование с самим собой», смысл которого заключается в том, чтобы преодолевать себя, сравнивать себя не с другими людьми, а со своими собственными результатами. Данную методику можно успешно применить в системе воспитательной работы классного руководителя.
В МБОУ Гимназия им. А.И.Яковлева учащиеся, переходя в 8 класс, имеют право поступить в классы с углубленным изучением отдельных предметов (химико-биологический, физико-математический, филологический, социально-гуманитарный) или остаться в гимназическом классе. Поэтому у восьмиклассников, находящихся в условиях адаптации (им приходится привыкать к новому классному коллективу, новым педагогам и классному руководителю + повышается учебная нагрузка), очень часто падает успеваемость, увеличивается количество пропусков занятий, проявляются негативные качества характера, падает дисциплина.
Задача классного руководителя в таких условиях помочь детям адаптироваться, проявить себя с лучшей стороны, сплотить коллектив. Для этого в арсенале у педагогов есть множество средств и форм (беседы, классные часы, совместные мероприятия и пр.), но все они слабо связаны с успеваемостью ребенка. В первой четверть (самой трудной в плане адаптации) я предложила учащимся 8Б класса один раз в две недели высчитывать средний балл, полученный ими по всем предметам и выставлять себе отметку «лучше», «хуже», «так же». Мы составили таблицу, в которой стрелками обозначали наши отметки (↑ - лучше, ↓ - хуже, → - так же)
Ф.И. | Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя |
Ср.балл | отметка | Ср.балл | отметка | Ср.балл | отметка |
Иванов И. | 4,21 | | 4,05 | ↓ | 4,3 | ↑ |
Петрова П. | 3,9 | | 3,8 | ↓ | 3,8 | → |
У ребят появился интерес к заполнению таблицы, они предложили раскрашивать ее разными цветами («лучше» - зеленый, «так же» - желтый, «хуже» - красный). Выяснилось, что 1 раз в неделю – это очень короткий срок, оптимальным оказалось 1 раз в две недели. Данное соревнование косвенным образом повлияло и на сплочение коллектива, т.к. дети радовались успехам друг друга, огорчались неудачам, помогали друг другу в исправлении отметок.
В последующих четвертях мы сохранили данный вид соревнования, но в других формах. Таблица успеваемости осталась, но итоги подводили один раз в четверть (первую четверть сравнивали со средним баллом за 7 класс)
Данную методику можно использовать также при контроле за посещаемостью (пропуски без уважительной причины), опозданиями на уроки, активностью во внеурочной деятельности и пр..
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый
. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.