Использование методов эйдетики в словарной работе.
Эйдетика (от греческого "эйдос" - яркий образ) - методика развития памяти, воображения и образного мышления человека. Эта методика не нова. В ней собраны разные способы запоминания и обработки информации, известные с древнейших времён. Систематизировал и обобщил, дополнил их оригинальными методиками И.Ю.Матюгин. При систематическом использовании методов постепенно развиваются врождённые способности, сенсорные ощущения, сознательное использование этих возможностей в обучении, в повседневной жизни, творческой деятельности. У творческих детей способность мыслить образами проявляется очень ярко и сохраняется на всю жизнь. Методы эйдетики соответствуют восприятию ребёнка. Они опираются на образное мышление, которое является для него естественным. На уроках дети учатся видеть, мыслить образами. Цифры и буквы для них уже не безмолвные значки: они движутся, разговаривают, имеют запах, вкус, цвет. Умение фантазировать и воображать делает детей естественными, раскованными, раскрепощёнными. Такими же становятся и их мысли, а это раскрывает творческий потенциал. Система эйдетики основывается на образном мышлении ребёнка и полностью соответствует особенностям развития ребёнка. Она способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, благодаря чему возрастают способности концентрации памяти и запоминаемости.
Система эйдетики развивает такие важные качества, как: беглость — способность быстро находить решения и генерировать идеи; гибкость — применение разнообразных подходов для решения задачи; оригинальность — умение создавать оригинальные идеи и решения. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, основываясь только на ассоциациях и каких-то запоминающихся особенностях предмета запоминания. Основные цели методики: *развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания; *активизация ресурсов познавательных процессов; *развитие речи; *стимулирование инициативности; *воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным; *обнаружение и развитие способностей малыша. Эйдетика помогает в изучении математики, русского языка, литературы, иностранных языков — чего угодно! По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, эйдетизм - закономерная стадия развития ребёнка, пик этой способности приходится на 11-16 лет. Считается, что у взрослых она менее выражена и лишь у немногих сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности можно восстанавливать и развивать. В настоящее время в “Школе Эйдетики” используются 27 методов по развитию внимания и памяти, многочисленные упражнения к ним. ВОТ ЭТИ МЕТОДЫ М н е м о т е х н и к а 1. Логические закономерности. 2. Последовательные ассоциации. 3. Связанные ассоциации. 4. Фонетические ассоциации. 5. Автобиографические ассоциации. 6. Цифробуквенный код. 7. ОГПУ. 8. Рациональное повторение.
Э й д о т е х н и к а 9. Оживление. 10. Вхождение. 11. Трансформация. 12. Образные крючки. 13. Соощущения. 14. Графические импровизации. 15. Трансформации. 16. Регрессия. 17. Избыточность.18. Метод Цицерона. 19. Марка Твена. 20. Изменённые модальности. 21. Динамическое соответствие. 22. Линкольна. 23. Комбинированные методы. 24. Забывание ненужного. 25.Фотографическая память. 26. Развитие памяти во сне. 27. Актера Филозова. Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
Запомнив же правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"... Бессмыслица же вроде "Артисту Биму Циркуль Дашь — Его Фамилия Же-Аш" — дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске. В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок (длинные – чулок, короткие – носков).
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. Например, когда детям предлагают запомнить написание слова заяц, у них появляется масса интереснейших идей. Например, одни сразу увидели, что сама буква Я очень похожа на зайца, если ей пририсовать ушки, носик, глазки и хвостик. Другие настаивали, что надо придумать мини-сказку: «Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, я - самый быстрый, я - самый умный! Я, я, я…». А вот третьи, уже с помощью учителя, нарисовали ребус Яц (за буквой я спряталась буква ц). И так можно фантазировать до бесконечности, используя различные приемы эйдетики и мнемотехники.
Порой у детей появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Даже если этот образ неправильный, опираясь на него, можно легко привести детей к правильному выводу. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация: что именно в этом слове надо запоминать. И дети приходям к выводу, что «и» здесь не опасное место, а вот «асса» надо запомнить. Затем постепенно мы приходим к составлению мини-сказки: «Пассажир перед поездкой берет билет в кассе». Получается ребус. Дети обязательно должны его нарисовать. Это может быть их домашним заданием.
К
ПАССАЖИР
Теперь у детей есть, на что опереться для правильного написания этого слова.
«Подсказка-образ» (не путать с проверочными словами) должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным, например, салют из сала. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идет пар. Семья любит кушать щи».
Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом. Но могут встречаться и ошибки при подборе слов-подсказок, дети могут путать слова-подсказки и проверочные слова, например, думая, что белая и береза – это родственные слова. Но нужно объяснять детям (и делать это терпеливо много раз, пока дети не перестанут путать), что слово-подсказка это не родственное слово, а просто подходящее к данному слову слово-образ. При умелом направлении мыслительного процесса у детей все недоразумения легко устраняются, а в споре рождается истина.
Но на уроках дети не только сочиняют. Они успешно обрабатывают готовый материал: стихотворные и прозаические тексты. В этом помогает метод пиктограмм - один из самых любимых видов работы у наших учеников на уроках чтения, русского языка, окружающего мира. Пиктограмма - изображение, содержащее сообщение, переданное рисунком. Для уроков чтения они очень эффективны, как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного и творческого мышления. Сначала, для общего восприятия текст читается целиком; затем, либо построчно, либо по смысловым частям. После этого - пауза, и дети рисуют пиктограмму к каждому отрывку. Затем учитель продолжает читать, а дети слушают и опять рисуют. Рисунок не должен всё отражать, он должен только напоминать слова и строки. После таких упражнений дети вдумываются в смысл каждого слова, просят объяснить незнакомое. Ведь чтобы изобразить, нужно хорошо представлять. Важно показать детям, как не надо рисовать, т.е. указать на различие иллюстрации и пиктограммы: последняя более схематична, более подробна, быстрее выполняется, не требует умения хорошо рисовать. Пиктограммы, как правило, получаются такие, что они читаемы и узнаваемы только автором. Поэтому лучше, когда ученик сам их составляет, не срисовывая у других. Это не исключает коллективного обсуждения рисунка: при чтении все вместе обсуждают, как лучше изобразить то или иное слово, строку, а затем каждый сам выполняет свой рисунок. Таким образом, пиктограммы способствуют запоминанию информации без напряжения. Главное - это не механическое заучивание, а осмысленное, сознательное запоминание материала. Составляя пиктограммы, ребёнок размышляет над лексическим значением каждого отдельного слова, целой фразы, строки (если речь идёт о стихотворении), рассуждает о прямом и переносном значении слов, анализирует их, подбирает слова, созвучные данным. Вот самый простой пример: «У лукоморья дуб зеленый». Рисуем кружочек и в нем — линию: это лукоморье и дуб. «Златая цепь на дубе том» — два кружочка в виде звеньев цепочки. «И днем и ночью кот ученый» (наполовину заштрихованный квадратик — день-ночь), «Все ходит по цепи кругом» (овал, кольцо).
Не заучивайте стихотворения куплетами! При этом первый куплет повторяется многократно, а наша память устроена так, что любое четвертое повторение вызывает отторжение информации, либо теряется ее понимание. Именно поэтому так не эффективно зазубривание. Не повторяйте более трех раз подряд. Сделайте паузу на 1–3 часа, повторите и поймете, что зафиксировалось в памяти, а над чем еще нужно поработать. Не бойтесь забыть, если представили. Не бойтесь сочинений. Можете легко написать о том, что представляете. Возможно, умение описать, и станет первым шагом к журналистике, профессии писателя или поэта.
Приёмы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжёлый багаж!».
Базар – бабы на базаре.
Берёза – белая берёза.
Завод – завтра на завод.
Завтрак – «На завтрак - рак, кричи ура.
Запад – на западе солнце падает.
Квартира – Ква-ква! Хорошая квартира!» - квакает лягушка.
Капуста – капли капают на капусту: кап, кап, кап.
Комната – комната у Наты.
Лопата – лопата лопнула.
Коридор – Коля и Ира в коридоре.
Медведь – мёд ведает.
Малина – маленькая ягодка малинка.
Месяц – ясный месяц.
Осина – осина красива осенью.
Пальто – Павел в пальто.
Петух – Петя, Петя, петушок.
Помидор – помни милый помидор.
Рабочий, работа – раб работает.
Ребята – ребята решают ребус.
Рисунок – на рисунке нарисован рис.
Сапоги – Саша в сапогах.
Сегодня – сегодня я играю в сего.
Собака – собака лаяла на о.
Соловей – соловей поёт соло.
Суббота – в субботу две подружки Барбара и Бабетта идут в гости.
Тарелка – тарелка – это тара.
Тетрадь – тетрадь по-гречески тетра.
Топор – топор топает: « Топ! Топ!»
Улица – на улице встречают знакомые лица.
Ученик – учение; честно учится.
Хорошо, хороший – у нас в школе хороший хор.
Язык – ябеда показывает язык.
2. В слове спряталось другое слово.
Вдруг – друг
Горизонт – гори, зонт! Лисица – братец Лис
Облако – лак
Платок – плат
Винегрет – вино не гретое
Трамвай – трамвай съело чудовище – ам!
Ужин – ужи на ужин
Топор – топ
Иногда – иногда не чувствую ног
Карандаш – кара
Орех – ор
Потом – пот
Работа – раб
Человек – чело
Базар – база
Балкон – бал
Баран, баранка, барабан – бар
Ворота – вор
Газета – газ
Кровать – кров
Метро – метр
Мечта – меч
Печаль – печь
Пример – Рим
Ромашка – Рома
Фамилия – ноты фа и ми
Фонарь – фон
Ягода – год
Яблоко – блок
3.Графические ассоциации ( по схожести изображения )
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке.
4. Составление ребусов.
Чтобы совершенствовать мыслительный аппарат ребёнка, развить его находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, нужно
обязательно с ним составлять ребусы. Это отличная гимнастика для развития интеллекта ученика.
4. Состав слова.
Воскресенье – приставка вос-
Автобус, автомобиль – приставка авто-
Агроном – приставка агро-
Понедельник – приставки по- и не-
Пятница – суффикс –иц-
Девочка – суффикс –очк-
Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-
5. Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о
Погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!
Библиотека – библия
Сегодня – сего дня (при Петре I)
Урожай – земля рожает урожай
6. Нахождение проверочного слова.
Берег – брег /у Пушкина/
Лисица – лис
Ботинки – боты
Воскресенье – воскрес
Впереди – перед, передний
Пшеница – пшёнка
7. Подкрепление слов, которые трудно проверить.
Суть – подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.
Например, в просторечии встречаются слова котит, котишься вместо катит, катишься. Подкрепляем его, словом-подсказкой Катя. Мини-сказка: Катя катит мяч, шар. Еще пример, в просторечии встречаются слова коч-коч вместо кач-кач. Мини-сказка: качаться – это качка, а не кочка!
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаем решить эту проблему раз и навсегда!
Шел – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек. Можно даже объявить конкурс на лучший рисунок-ассоциограмму.
8. Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.
/ /
Магазин – магазин
/ /
Портфель – портфель
/ /
Библиотека- -библиотека
/ /
Щавель – щавель
/ /
Творог – творог
9. Как звучат слова в других языках.
/
Арбуз – арбуз (укр.)
/
Морковь – морква (укр.)
Вчера – вчёра (укр.)
/
Металлический – металл (англ.)
/
Москва – Москоу (англ.)
/
Портрет – портрит (англ.)
10.Составление ребусов.
Восемь – во7
Заяц - Яц (за буквой я буква ц)
В
окзал - вокзал 4 5 ( отгадка: волк)
А К К У Р А Т Н О (Катя и Коля аккуратные)
А О
Т Л
Я Я
С У Б Б О Т А (в субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)
А А
Р Б
Б Е
А Т
Р Т
А А
11.Рифмовки.
* Правильно писать дружок
Нам поможет суффикс – ок - (низкий – низок)
*Найти правильный ответ
Нам поможет слово «Нет». (мороз – нет мороза)
*Было мало – стало много.
Так скорее проверяй! (дед – деды)
*Слово ласково назови
И правильно пиши. (стежка – стеженька), (низко – низенький)
*Чтобы написать на «5»,
Глагол надо подобрать. (кружки –кружиться)
*Знаю я давно уже:
В слове «Г» проверит «Ж»! (дорожки – дорога)
*Слово трудное запомнить
Нам эйдетика поможет. (кофта – кофе), (вокзал – волк на вокзале)
Играя с детьми в игры, мы поможем им сделать первый шаг к правильному и осознанному владению прекрасным и мгновенно действующим инструментом – собственной памятью.
С помощью игровых занятий мы достаточно быстро вырабатываем у детей навыки, которые в дальнейшем помогут им стать примерными и грамотными учениками.