СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование межпредметных модулей

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные модули в дополнительном образовании

Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных модулей»


«Использование технологии межпредметных тематических модулей в естественнонаучном образовании школьников»


Теоретическое исследование сущности экологической грамотности школьников в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, позволило предположить, что процесс формирования экологической грамотности подростков будет эффективным, если будет соблюдено одно из главных педагогических условий - реализация межпредметной интеграции естественнонаучных дисциплин, способствующей формированию познавательных отношений, установлению целостно-нормативных ориентаций подростка в окружающей  среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды. Данная технология на сегодняшний момент актуальна, как в школьном образовании, так и в условиях дополнительного образования и реализуется через технологию межпредметных тематических модулей. Межпредметность экологического образования предполагает согласование различных аспектов получения экологических знаний взаимодействия человека с окружающей  средой. Интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде. Межпредметный подход в экологическом образовании подростков представляет собой вариант педагогической модификации и практической реализации идей системного подхода. Межпредметность в системе экологического образования – это, прежде всего, согласование содержания и путей раскрытия законов, принципов и способов функционирования биосферы, которые изучаются во всех науках о природе, обществе и мышлении. Технология межпредметных модулей очень отчётливо прослеживается при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Экологический туризм - основа изучения природного наследия родного края» естественнонаучной направленности, которая реализуется через работу творческого объединения «Следопыт» МОУ «Суруловской основной школы им.Героя Советского Союза К.С.Бадигина». Данная программа прошла апробацию в работе научного общества «Следопыт», которое на протяжении нескольких лет существует на базе данной школы.

Целью программы является формирование комплексных знаний по экологии родного края. Курс ориентирован на формирование навыков определения и описания географических объектов, разработки маршрутов, знакомящих участников с достопримечательностями края, в том числе с использованием инновационных технологий. Он нацелен показать, что природа малой Родины – частичка нашей великой Родины – России. В ходе занятий обучающиеся учатся выделять причинно-следственные связи; обобщать, сравнивать, делать выводы, развивает логическое мышление при обсуждении проблемных вопросов. Обучение в рамках программы основано на принципах интеграции теоретического обучения с процессами практической и исследовательской деятельности обучающихся. Обучение построено по принципу движения от частного к общему.

Данная программа включает в себя реализацию нескольких проектов, позволяющих школьникам преподавать комплексное изучение особенностей окружающей природы памятника природы областного значения «Суруловская лесостепь», а также природного наследия южных районов Ульяновской области. Данная программа подразумевает реализацию нескольких взаимосвязанных между собой тематических проектов. Наиболее полное представление о природе памятника природы «Суруловская лесостепь» позволяет раскрыть обучающимся экологический проект: «Дом под крышей голубой». Он содержит в себе теоретические и практические знания из разных предметных областей: экологии, палеонтологии, энтомологии, гидрологии. Ребята под руководством педагога знакомятся с животным и растительным миром памятника природы, но особенно интересным направление является изучение геологического прошлого данной местности. Огромным окном в глубь Земли является меловой и глиняный карьеры, которые находятся вблизи села Суруловка. Здесь в ходе раскопок участники палеонтологических экспедиций находят уникальные экспонаты окаменевших деревьев, древних моллюсков, древних морских ежей, которые здесь находятся в большом количестве и хорошей сохранности. На основании данной работы у обучающихся складывается общая картина о развитии органического мира, а также о природопользовании природных ресурсов. При составлении карты родников родного края, изучении гидрографической сети данного микрорайона исследования, ребята получают необходимые гидрографические знания и практические навыки определения скорости течения и дебита воды родника, её химический и бактериологический состав, а также организацию практической деятельности по благоустройству родников. Необходимые знания связаны с изучением экологических особенностей данной охраняемой территории, её Краснокнижных растений и животных, а также природных сообществ Суруловской лесостепи. Использование межпредметных тематических модулей очень ярко прослеживается при реализации эколого-этнографического проекта «Возвращение к истокам». В данном случае обучающиеся имея уже определённые экологические знания, применяют их на основе изучения краеведческого материала, преобретая, таким образом, необходимые знания из области краеведения и этнографии. На протяжении многих лет символом окрестным мест является тополь-великан, это сельская природная реликвия, своего рода святыня, которая уходит своими корнями в историю основания села Суруловка. Возраст этого дерева 350 лет. Но местные жители очень берегут эту святыню. «Юными следопытами» составлен паспорт данного природного объекта. Очень много других традиций и обычаев связано с главной улицей села, на которой и был посажен одним из первых жителей села этот тополь-осокарь. Проект «Возвращение к истокам» позволяет раскрыть взаимодействие людей и природы, особенно в очень давние времена, когда традиционно отмечались все праздники, связанные с природой, человек поклонялся природе, так как во многом от неё зависел. В ходе проекта обучающиеся собирают народные природные приметы, литературные краеведческие произведения, показывающие любовь людей к родным местам и объектам природы. Особенно ценным является составленный обучающимися под руководством педагога «Топонимический словарь», который характерно отражает специфику и особенность родных мест. Множество названий форм рельефа, водных объектов вошли в данный сборник и все их названия созданы и сложены человеком и сохранились до настоящего времени. Например, один из родников окраинных мест в народе именуют «Барячихин». По словам местных жителей, жила в наших краях одна барыня, она брала воду только из этого родника, хотя он находился далеко от села. Но она ходила к нему и набирала поистине волшебную и удивительно вкусную (так говорят жители села) воду. За это родник и стали называть «Барячихин». А вот другой родник- «Беленький » берёт своё начало с меловых гор, за эту особенность он и получил своё название. Благодаря встречам с местными жителями ребята смогли собрать и изучить местный фольклор, в котором сохранились упоминания объектов природы родных мест (рек, родников, лесов, оврагов, лугов ), а значит прикоснулись ещё к одному очень важному направлению изучения–этнографии. Исследовательский проект «Сколько стоит стакан чистой воды» окружил ребят научным познанием таких областей, как химия, биология, ведь в ходе него они узнали о химическом составе пресных водоёмов нашего села Суруловка и самое главное состав питьевой воды, которая используется человеком в быту. Но наиболее интересным с точки зрения изучения и реализации оказался исследовательский проект, в основе которого лежат знания из области экологического туризма, результатом которого стало создание эколого-краеведческого путеводителя «Южная кругосветка», что на сегодняшнем этапе дополнительного образования подростков очень актуально. В данном случае обучающиеся становятся одновременно и экскурсоводами и исследователями и, конечно же, туристами, которые знакомятся с природным наследием окружающих мест. Ведь чудеса Поволжья безграничны! Каких только-то уникальных по своей значимости и интересу природных и рукотворных объектов в нашей Ульяновской области можно посетить и увидеть. Это и духовные памятники, наши СВЯТЫНИ, храмы и церкви, святые родники, музеи под открытым небом, старинные усадьбы, известных и именитых земляков- исторических личностей, это и уникальные природные места. Идея создания небольшого путеводителя по уникальным местам этого маршрута возникла с целью, чтобы заинтересовать им и других школьников наших «южных районов». Но самое главное нам захотелось первыми испытать его уникальность и «интересность» на себе. Первое такое путешествие проходило 24 октября 2017 года, в один из солнечных осенних деньков. Состав группы был разновозрастный от 10 до 14 лет. Своё путешествие мы по - праву начали с родного Новоспасского района, а именно с посещения Памятника природы областного значения «Суруловская лесостепь», в котором с удовольствием посетили самую высокую точку Ульяновской области «Зимина гора», Радищевский район прославил себя конечно же усадьбой их земляка Д.В.Давыдова и уникальным объектом природы горой Святогор, с которой связано множество легенд. С музеем «под открытым небом» мы смогли познакомиться в Старо - Кулаткинском районе, но более всего нас удивил Павловский район. И самым первым таким местом стала речка Избалык. Она считается незамерзающей, т.к. её температура почти постоянна в течение всего года и колеблется от + 8 до +10 градусов. Множество родников, заметно выбивающих из-под земли и придают ей столь интересное своеобразие. Вода в реке настолько чистая и зеркальная, что водоросли, буквально заполняющие её русло кажутся настоящим «подводным лесом». Следующим местом очень тихим и красивым стал святой источник - святого Тихона Калужского. Рядом с ним находится небольшая часовенка с купелью, а из источника выбивает родник с целебной по своим свойствам водой. Недалеко от этого удивительного места находится старинный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянной постройки, очень сильно разрушенный, но притягивающий величием своей многовековой истории. Этот маршрут очень интересен и в весеннее время, т.к обучающиеся смогли посетить ещё одно уникальное и привлекательное именно в этот период место: «Долину пионов» (известную «Селищеву балку»). Данный исследовательский проект уже нашёл своё продолжение и применение ведь он был представлен в таких областных конкурсах, как «Моя малая родина: природа, культура, этнос», конкурсе проектов в сфере экологии, туризма, и краеведения на Кубок Ассоциации больших волжских географических диковинок, а так же в фестивале «Симбирско -Ульяновский край: радуга над Волгой» и в каждом из них завоевал призовые места. Он так же был отмечен на страницах областной газеты «Ульяновская, правда», и в одном из номеров местной газеты «Сельская правда».

Исходя из современных общеобразовательных задач дополнительного образования, данная работа способствует воспитанию у подрастающего поколения интереса выявить новые факты и явления, взглянуть на решение проблемы своими глазами. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой межпредметный проект это всегда творчество учащихся. Межпредметный подход в экологическом образовании подростков предполагает: систематизацию программного содержания на основе ведущих экологических идей; конкретизацию основных экологических идей и научных экологических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней. Занятия с использованием технологии межпредметного тематического модуля можно применять, привлекая некоторые межпредметные знания учащихся. К ним относятся: составление и решение задач с экологическим содержанием, решение которых требует применения экологических навыков и знаний, приобретенных по другим дисциплинам; в условиях которых содержатся занимательные факты и количественные данные из области знаний по экологии, при решении которых надо применять теории, законы и правила, усвоенные при изучении смежных дисциплин, предполагающие комплексное рассмотрение экологического явления или объекта. Принцип единства картины мира отражает важнейший принцип естествознания, согласно которому развитие науки приводит к це­лостной и устойчивой картине миропонимания, на основе которого воспринимаются реальные процессы. Естественнонаучная картина мира является моделью природы и выполняет объяснительную функцию тех явлений и процессов, которые в ней протекают в экологической взаимосвязи. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции различных предметов, раскрыть содержание важнейших межпредметно-экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь как школьного, так и дополнительного образования, и общественно-полезной деятельности  подростков по исследованию и охране  окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования подростков.


Литература

  1. С. Абрамова, Т. Фролова “На гуманистических и гуманных традициях. Из опыта проектирования”.// Директор школы.-2013г.-N2.- с.67-70

  2. В.В.Благовещенский “Особо охраняемые природные территории Ульяновской области”.-У.1997г.181с.

  3. Л.М.Грачева, Т.Н.Оноприенко “Организационная деятельность учащихся при работе над проектом”.// География в школе.-2012г.-N6.-с.44-48

  4. В.В.Николина “Метод проектов в географическом образовании”.// География в школе.-2014г.-N6.-с.37-43


6. В.В.Сериков “Личностно-ориентированное образование”.// Педагогика.- 2009 г.- N4.-с.16-21

7. М.С.Якинская “Технология личностно – ориентированного образования”. –М. 2011г.-176с.

8. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/ И.В.Комарова.-СПб.: КАРО,2015 г.-128с г.Санкт-Петербург

9. Путеводитель. Маршруты по Ульяновской области,

часть 1 / Дмитрий Илюшин, «Печатный двор», г.Ульяновск 2014 г.

10.Инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» Авторы ИУМК: Е.В. Восторгова, С.Ф. Горбов и Н.Л. Табачникова, З.Н. Новлянская, Е.В. Чудинова. -2015. http://school-collection.edu.ru/

11. В.А. Никонов - «Введение в топонимику», «Краткий топонимический словарь», М.: 2012 г.

12. Энциклопедия живой природы. Т. 7.- М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА ПРЕСС ЭКСЛИБРИС, 20010.160 с. ил.



Святой источник Тихона Калужского Зимняя экскурсия в Суруловскую лесостепь

Павловский район


В «Долине пионов» Радищевский район Палеонтологическая экспедиция





Исследовательская экспедиция под Химический анализ состава воды

руководством преподавателей УлГУ Проводят студенты УлГУ

(экологический факультет) лето-2018 года





Экологический туризм



На раскопках в меловом карьере.