муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146» города Рязани
Использование приёмов
мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению описательных рассказов по пейзажным картинам
Воспитатель
Щелкунова М.Ю.
Рязань,2024
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Составление описательных рассказов является одной из сложнейших задач развития связной речи дошкольников, особенно трудно это задача решается с детьми, у которых есть речевые нарушения. Многолетний опыт практической работы в группе коррекционной направленности показывает, что для данной деятельности необходимо целенаправленное системное обучение с использованием особых наглядных средств. В качестве такого универсального средства для моделирования дошкольниками описательных рассказов в своей работе я использую мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена последовательность информации для выполнения задания, позволяющая ребёнку удерживать в памяти план рассказа, выделять главное в объекте или картине, развивает ассоциативное мышление, зрительное восприятие. Применяя мнемотехнику в своей практике, я отметила, что составление рассказов проходит без чрезмерного напряжения, упрощается процесс запоминания, дети более свободно, последовательно, связно строят свои высказывания.
Представляю свой опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста группы коррекционной направленности, на примере НОД «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Весна. Большая вода».
Цель НОД - это развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пейзажными картинами.
Задачи НОД
Образовательные:
Обобщать и систематизировать представления детей о весне
Расширять, актуализировать словарь детей по теме «Весна»
Совершенствовать навыки рассматривания картины, способствовать формированию целостного представления о ней, учить видеть особенности композиции и цветового решения
Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности детских высказываний
Упражнять в дополнении предложений однородными членами, определениями, сравнениями
Развивающие:
Развивать связную речь детей
Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, творческое воображение
Развивать самостоятельность, инициативность, умение слушать других
Развивать интерес к пейзажной живописи
Воспитательные:
Вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с художественными произведениями
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Деятельность построена в несколько этапов, логично связанных между собой.
1 этап – организационно-мотивационный включает в себя приемы (художественное слово, игровое упражнение «Подари улыбку», вопросы, побуждающие детей к деятельности, приглашение на экскурсию), нацеливают детей на дальнейшую образовательную деятельность, на создание интереса к ней.
2 этап – основной, здесь решаются задачи образовательной деятельности, включает в себя сочетание художественных, практических, игровых приемов.
При рассматривании картины И.Левитана «Весна. Большая вода» дети слушают музыкальное произведение П.Чайковского «Апрель», стихотворение Н.Рыленкова «Здесь мало услышать…», что создаёт возможность детям более эмоционально, тонко почувствовать настроение картины, увидеть по-своему содержание произведения. Дидактическая игра «Подбери слово» способствует обогащению детского словаря в доступной игровой форме. Беседа по содержанию картины в формате диалога помогает детям составлять сложные распространенные предложения с однородными членами.
Использование на занятии приёма мнемотехники позволяет детям удерживать в памяти план рассказа, делает его более последовательным, связным и полным, образец рассказа педагога помогает детям увидеть картину, как целостное произведение живописи, учит грамотному владению словом для выражения своих мыслей и чувств.
Включение в НОД физкультминутки «Весна» с одной стороны даёт возможность детям переключиться на двигательную деятельность, которая необходима детям дошкольного возраста, особенно детям с ОВЗ, с другой стороны помогает закрепить знания о весенних явлениях природы.
Все, вышеизложенные приёмы, подводят детей к самостоятельному рассказыванию, помогают более легко справиться с поставленной задачей.
3 этап – заключительный, рефлексия, дети анализируют деятельность, рассказывают о том, чем занимались, какие чувства, эмоции вызвала данная деятельность, что было особенно интересно и увлекательно, что хотелось бы повторить. На данном этапе решалась ещё одна из воспитательных задач – бережного отношения к природе.
В своей практике по обучению детей составлению описательных рассказов я так же использую картинки-символы, которые дети, каждый индивидуально, выбирает и раскладывает из них последовательность своего творческого рассказа.
Мнемотаблицы мы часто разрабатываем вместе с детьми, обсуждаем, каким символом можно обозначить предмет или явление, что способствует развитию творческого воображения, активизирует мыслительную деятельность детей. Работая в команде, дети учатся договариваться, объяснять, доказывать свой выбор, тем самым развиваются коммуникативные качества детей-дошкольников. Приём мнемотехники широко использую при заучивании стихотворений, что помогает детям мысленно представить картинку, передаваемую в произведении.
Опыт моей педагогической деятельности показывает, что применение приёмов мнемотехники в работе с детьми в группах коррекционной направленности даёт хороший положительный результат.