Использование мнемотехники для развития познавательных способностей дошкольников.
Воспитатель: Жукова Ю.А.
К. Д. Ушинский:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
1 . Мнемотехника (мнемо́ника) –( др.-греч. искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
зрительную
и
слуховую
память
словарный
запас
ассоциативное
мышление
Мнемотехника
помогает
развивать:
связную
речь
зрительное
и
слуховое
внимание
воображение
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
2.
Необходимо научить детей
связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Принципы работы с мнемотаблицей:
- 1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
- 2.Преобразование символов в образы.
- 3.Пересказ при помощи символов.
- Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемо-таблиц –дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
- Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. В младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки (Открыть кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран → вытереть руки полотенцем.
- Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.)
Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
Методика «Запоминаем стихи, рисуя».
- Суть её заключается в том, что
на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается
картинка (изображение);
таким образом, все стихотворение
зарисовывается схематически. После этого
ребенок по памяти, используя графическое
изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Этапы работы по созданию детьми мнемо-таблиц к стихотворениям.
1. Начальный этап.
Детям предлагаются готовые мнемотаблицы, где каждая ячейка соответствует одному слову или, в дальнейшем, целой фразе (строчке) из стихотворения. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
«Гололедица» (В. Берестов)
«Я уже не маленький» (В. Данько)
Синица (А. Барто)
Ей на месте не сидится,
шустрая синица,
В среду 25 января в 16.45 состоится консультация педагога-психолога Селивановой О. А.
на минутку,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Открываем календарь -
Снег - на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
посмотри,
Веселятся
снегири.
Прокачусь по льду.
2. Второй этап. Самостоятельное составление мнемотаблицы.
Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении.
Дети рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок-символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию.
Постепенно не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет.
При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки.
3. Заключительный этап. Эмоционально-выразительное воспроизведение текста стихотворения с опорой на рисунки.
- Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в словесные образы.
- Можно также провести словарную работу по стихотворению, провести беседу о смысле стихотворения.
Мнемотехника многофункциональна.
На её основе можно создавать разнообразные развивающие и дидактические игры, задания, загадки, инсценирование сказок, придерживаясь следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Пересказ сказок.
Мнемотаблицы и систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе и жизни человека, а также расширение временных представлений и кругозора ребёнка .
Предлагаемая серия мнемотаблиц
к стихотворениям для детей 4-5 и
6-7 лет разработана на
лексические темы: «Зима»,
«Весна», «Лето», «Осень».
Основой мнемотаблиц послужили
известные стихи С. Маршака,
Н. Нищевой, В. Берестова и других детских поэтов.
Мнемотаблицы и ознакомление детей с художественной литературой.
- Работа с художественным текстом становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Опираясь на мнемотаблицу, можно построить беседу по тексту; рассматривая рисунки-символы - отслеживать последовательность событий в литературном произведении, пересказывать
его. Всё это в свою очередь служит
повышению интереса детей к детской
литературе, а в последующем и
к чтению.
Мнемотаблицы и детское творчество.
- Мнемотаблицы-стихотворения можно также использовать для изготовления детьми книжек-самоделок. Просто разрежьте уже составленную мнемотаблицу по ячейкам, скрепите последовательно полученные листочки степлером и книжка-малышка готова! Таким образом, воспитатель пробуждает интерес у ребёнка к творчеству, к созданию собственных творческих проектов.
Вывод:
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.