СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехники в образовательном процессе младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация педагогического опыта для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в образовательном процессе младших школьников.»

«Учите ребенка, каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский

Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.

В 2016 году ко мне пришли первоклассники, и я столкнулась с проблемой, что большинство детей не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности при заучивании стихотворений, пересказе литературных произведений, написании изложений, запоминании словарных слов. Поэтому приняла решение искать формы, методы, приёмы и пути совершенствования орфографического навыка и развития связной речи учащихся. Для достижения эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.По моему мнению, они оказались наиболее эффективными.

Тема опыта работы: «Использование мнемотехники в образовательном процессе младших школьников».

Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания. Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Изучив данный приём, я поставила перед собой цель: использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.

Считаю, что данная работа будет:

  • Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;

  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

  • Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

  • Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие памяти, внимания, образного мышления;развитие связной устной речи.

Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихотворений и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Ещё я применяю мнемотехнику при написании изложения. На слайдах вы видите рисунки, которые помогают детям без искажений написать текст, сохраняя сюжетную линию.Этот метод называется нетрадиционным, так как при работе над изложением ребята используют рисуночный метод. У детей разный уровень восприятия текста. Учащиеся могут не до конца при слушании воспринять текст. Те учащиеся, у которых лучше развита зрительная память, могут с помощью рисунка изложить содержание исходного текста, более легко воспринимают исходный текст. Поэтому такой метод работы более эффективен.

Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению. При использовании приёма мнемотехники на уроке дети активно помогают в составлении таблиц, придумывании различных образов, иногда получаются такие смешные, нелепые рисунки, которые запоминаются намного лучше.

При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся мнемонический приём - ассоциации, который облегчает запоминание правильного написания слов из словаря. Ребенок пишет это слово, а трудную букву в нем изображает в забавном виде. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству. 6 Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. 


(Привести примеры на слайдах)

Чтобы запомнить написание слов с одинаковой непроверяемой гласной, можно объединить их в группы и сочинить стихотворение. Что общего в словах быстро весело скоро? На конце пишется буква “о”. Найдите эти слова в стихотворении:

Быстро весело скоро легко,
Все ребята надели пальто.

Выучив его, вы облегчите себе запоминание этих слов. Какие еще словарные слова встретились? (ребята, пальто) В каком из этих слов есть буква “о” в конце? Верно, в слове “пальто”.

Чтобы запомнить непроверяемую гласную в слове заяц, можно вспомнить сказку «Заяц-хваста», как он хвастался и повторял Я, Я, Я, поэтому и пишется в слове буква Я.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц и приёма ассоциации мне уже удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, писать изложения;

  • увеличился круг знаний об окружающем мире;

  • появился интерес к заучиванию стихов и потешек;

  • словарный запас вышел на более высокий уровень;

  • эффективнее запоминаются словарные слова;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Работая с приемами мнемотехники, я сделала вывод, что лишь прикоснулась к большому источнику идей и открытий, позволяющих сделать обучение простым и доступным для каждого ученика. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего.

Быстро, весело, легко

Усвоена техника МНЕМО-

И теперь всем легко рассказать,

И стихи, и сказки на 5.