«Использование мнемотехники
в работе с дошкольниками
по речевому развитию»
Педагог-психолог Гусарова А.Ю.
МДОУ №57 г.Люберцы
Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин.
В речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.
Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию. Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника).
Мнемоника - искусство запоминания, система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:
- кодирование в образы,
- запоминание (соединение двух образов),
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов.
Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан«.
Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.
Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
Каждый охотник желает знать где сидит фазан
И ван
Р одил
Д евчонку
В елел
Т ащить
П еленку
При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:
- Этап 1 . Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
- Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
- Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы.
Что является опорным в таблице?
Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком .
Например, при заучивании стихотворения В. Орлова « Почему медведь спит зимой?» (средняя группа).
- Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? - Потому, что снег и лёд - Не малина и не мёд!
Можно использовать следующую мнемотаблицу.
?
******
******
«Новый год»
Встали
Встали
девочки
и примолкли.
огни зажег
в кружок
Дед Мороз
на высокой елке.
звезда,
Наверху-
бусы в два ряда.
ёлка,
Пусть не гаснет
пусть горит
всегда!
При разучивании загадки о зиме В. Орлова
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила».
Используем данную мнемодорожку .
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; • перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; •помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение
• Развивает графические навыки.
Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.
Благодарю за внимание!!!