«Возможности современных технологий дошкольного образования по развитию речи»
5
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с современными технологиями, обеспечивающими эффективное развитие речи детей дошкольного возраста.
Задачи: - дать понятия о современных технологиях дошкольного образования по развитию речи; - дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при развитии связной речи детей с использованием ИКТ
Педагогические технологии для развития речи детей
- Развитие диалогического общения
- Азбука общения
- Технология формирования умений общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
- Технология активизирующего обучения речи как средству общения
- Технологии использования моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста
- Мнемотехника
- Технология развития речи детей, разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ
- Обучение составлению диалогических сказок
- https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/sovremennyietexnologiiporazvitiyurechi.pdf
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»
Ушинский К. Д.
Что такое мнемотехника. Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации .
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Мнемотехника строится от простого к сложному: Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
I этап : Чтобы начать работу с детьми, необходимо ознакомиться с символикой.
Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» слово в картинку.
На этом этапе работы я провожу с детьми такие игры, как :
«Подскажи словечко» - Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось …
«Найди пару» -
«Скажу по – другому» , «Скажи наоборот» и другие
Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения
II этап : На этом этапе я учу детей «читать» простые предложения из 2-4 слов, предложений.
Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
III этап : на этом этапе начинается работа с мнемотическими таблицами.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивание стихов. Для каждого слова или фразы создается картинка (изображение) ; таким образом, целое стихотворение схематично зарисовано. После этого ребенок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит целое стихотворение.
Свою работу я начинаю с небольших стихотворений, чистоговорок, далее переходим к знакомым сказкам, а затем мы учимся с детьми составлять рассказы. Сначала я им рассказываю рассказ по картинкам, потом прошу их повторить. Впоследствии дети сами рассказывают рассказы с опорой на картинки.
Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью. (Большёва Т. В.)
Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
Сенсорно- графические схемы (Воробьёва В. К.)
Схемы составления рассказов ( Ефименкова Л. Н.)
В настоящее время необходимо разнообразить речевую практику ребёнка. Помочь решить эту задачу может компьютер. Информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Компьютерные задания – дополнительный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой. Мотивируют ребёнка, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе.
С помощью ИКТ мною разработаны мнемотаблицы к рассказам: «Жираф и ёж», «Шарик», «Цирк Шапито».
https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/rasskazpomnepotablicecirkshapito.pdf
Данный материал можно использовать для развития связной речи детей, автоматизации звуков, а также при написании свободных диктантов и изложений. Мнемотаблицы могут использоваться и родителями для занятий с детьми дома.
https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/primeneniemnemotexniki.pdf
Жираф и ёж
Однажды жираф прочитал в журнале про ежа. Он стал рассуждать и сравнивать его с собой.
«Ёжик маленький, а я большой. Ёжик колючий, а я гладкий. Ёжик серенький, я пятнистый. Ёжик живёт там, где бывает зима и снег. А я живу в жаркой стране. Ёжик спит всю зиму, лёжа в своей норке. А я сплю сидя и всего пять минут. Какие же мы, животные, разные!»
5
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с помощью приёмов мнемотехники с использованием ИКТ дает свои положительные результаты.
Мне удалось повысить уровень речевой активности детей через использование мнемотехники. Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.
В ходе этой работы я убедилась, что можно и нужно применять модельные схемы для детей с ОВЗ.
Чем раньше вы научите детей рассказывать или пересказывать с помощью мнемотехники, используя ИКТ, тем лучше ребенок сможет подготовится к школе, поскольку связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности к обучению в школе.
Использование мнемотехники в своей работе доказало, что эта методика действительно работает и помогает детям учиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдение, интерес к миру, навыки самопроверки.
Для себя я определила несколько преимуществ
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
- При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Раскрываются творческие способности детей.