СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехники в развитии связной речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в развитии связной речи младших школьников»

 «Возможности современных технологий дошкольного образования по развитию речи»  5

«Возможности современных технологий дошкольного образования по развитию речи»

5

Цель мастер-класса:  Ознакомление педагогов с современными технологиями, обеспечивающими эффективное развитие речи детей дошкольного возраста. Задачи:  - дать понятия о современных технологиях дошкольного образования по развитию речи;  - дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при развитии связной речи детей с использованием ИКТ

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с современными технологиями, обеспечивающими эффективное развитие речи детей дошкольного возраста.

Задачи: - дать понятия о современных технологиях дошкольного образования по развитию речи; - дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при развитии связной речи детей с использованием ИКТ

Педагогические технологии для развития речи детей Развитие диалогического общения  Азбука общения Технология формирования умений общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста Технология активизирующего обучения речи как средству общения Технологии использования моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста Мнемотехника Технология развития речи детей, разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ Обучение составлению диалогических сказок https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/sovremennyietexnologiiporazvitiyurechi.pdf

Педагогические технологии для развития речи детей

  • Развитие диалогического общения
  • Азбука общения
  • Технология формирования умений общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
  • Технология активизирующего обучения речи как средству общения
  • Технологии использования моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста
  • Мнемотехника
  • Технология развития речи детей, разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ
  • Обучение составлению диалогических сказок
  • https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/sovremennyietexnologiiporazvitiyurechi.pdf
 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету» Ушинский К. Д.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

Ушинский К. Д.

 Что такое мнемотехника.   Мнемотехника  – это техника развития памяти.   Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.  Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации .

Что такое мнемотехника. Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации .

 С помощью мнемотехники можно   решать следующие задачи:   Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

С помощью мнемотехники можно  решать следующие задачи:

  • Развивать связную речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.
  • Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
 Мнемотехника строится от простого к сложному:  Мнемоквадрат - одиночное изображение,  которое обозначает одно слово, словосочетание  или простое предложение.        I этап : Чтобы начать работу с детьми, необходимо ознакомиться с символикой. Я обычно предлагаю детям помочь мне   «спрятать»  слово в картинку. На этом этапе работы я провожу с детьми такие игры, как : «Подскажи словечко» - Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось …  «Найди пару» -  «Скажу по – другому» , «Скажи наоборот» и другие

Мнемотехника строится от простого к сложному: Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

I этап : Чтобы начать работу с детьми, необходимо ознакомиться с символикой.

Я обычно предлагаю детям помочь мне   «спрятать»  слово в картинку.

На этом этапе работы я провожу с детьми такие игры, как :

«Подскажи словечко» - Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось …

«Найди пару» -

«Скажу по – другому» , «Скажи наоборот» и другие

Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить  небольшой рассказ в 2 – 4 предложения  II этап : На этом этапе я учу  детей   «читать»  простые предложения из 2-4 слов, предложений.

Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения

II этап : На этом этапе я учу  детей   «читать»  простые предложения из 2-4 слов, предложений.

Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.) III этап : на этом этапе начинается работа с мнемотическими таблицами. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивание стихов. Для каждого слова или фразы создается картинка  (изображение) ; таким образом, целое стихотворение схематично зарисовано. После этого ребенок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит целое стихотворение. Свою работу я начинаю с небольших стихотворений, чистоговорок, далее переходим к знакомым сказкам, а затем мы учимся с детьми составлять рассказы. Сначала я им рассказываю рассказ по картинкам, потом прошу их повторить. Впоследствии дети сами рассказывают рассказы с опорой на картинки.

Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

III этап : на этом этапе начинается работа с мнемотическими таблицами.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивание стихов. Для каждого слова или фразы создается картинка  (изображение) ; таким образом, целое стихотворение схематично зарисовано. После этого ребенок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит целое стихотворение.

Свою работу я начинаю с небольших стихотворений, чистоговорок, далее переходим к знакомым сказкам, а затем мы учимся с детьми составлять рассказы. Сначала я им рассказываю рассказ по картинкам, потом прошу их повторить. Впоследствии дети сами рассказывают рассказы с опорой на картинки.

Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур,  которые должны быть связаны одной темой  и целью. (Большёва Т. В.)

Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью. (Большёва Т. В.)

Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)

Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)

Сенсорно- графические схемы (Воробьёва В. К.)

Сенсорно- графические схемы (Воробьёва В. К.)

Схемы составления рассказов ( Ефименкова Л. Н.)

Схемы составления рассказов ( Ефименкова Л. Н.)

 В настоящее время необходимо разнообразить речевую практику ребёнка. Помочь решить эту задачу может компьютер. Информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Компьютерные задания – дополнительный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой. Мотивируют ребёнка, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе.  С помощью ИКТ мною разработаны мнемотаблицы к рассказам: «Жираф и ёж», «Шарик», «Цирк Шапито». https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/rasskazpomnepotablicecirkshapito.pdf  Данный материал можно использовать для развития связной речи детей, автоматизации звуков, а также при написании свободных диктантов и изложений. Мнемотаблицы могут использоваться и родителями для занятий с детьми дома.  https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/primeneniemnemotexniki.pdf

В настоящее время необходимо разнообразить речевую практику ребёнка. Помочь решить эту задачу может компьютер. Информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Компьютерные задания – дополнительный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой. Мотивируют ребёнка, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе.

С помощью ИКТ мною разработаны мнемотаблицы к рассказам: «Жираф и ёж», «Шарик», «Цирк Шапито».

https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/rasskazpomnepotablicecirkshapito.pdf

Данный материал можно использовать для развития связной речи детей, автоматизации звуков, а также при написании свободных диктантов и изложений. Мнемотаблицы могут использоваться и родителями для занятий с детьми дома.

https://skazka8detsad.edusite.ru/DswMedia/primeneniemnemotexniki.pdf

      Жираф и ёж Однажды жираф прочитал в журнале про ежа. Он стал рассуждать и сравнивать его с собой.  «Ёжик маленький, а я большой. Ёжик колючий, а я гладкий. Ёжик серенький, я пятнистый. Ёжик живёт там, где бывает зима и снег. А я живу в жаркой стране. Ёжик спит всю зиму, лёжа в своей норке. А я сплю сидя и всего пять минут. Какие же мы, животные, разные!»  5

Жираф и ёж

Однажды жираф прочитал в журнале про ежа. Он стал рассуждать и сравнивать его с собой.

«Ёжик маленький, а я большой. Ёжик колючий, а я гладкий. Ёжик серенький, я пятнистый. Ёжик живёт там, где бывает зима и снег. А я живу в жаркой стране. Ёжик спит всю зиму, лёжа в своей норке. А я сплю сидя и всего пять минут. Какие же мы, животные, разные!»

5

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с помощью приёмов мнемотехники с использованием ИКТ дает свои положительные результаты. Мне удалось повысить уровень речевой активности детей через использование мнемотехники. Все это способствовало улучшению речевой активности у детей. В ходе этой работы я убедилась, что можно и нужно применять модельные схемы для детей с ОВЗ. Чем раньше вы научите детей рассказывать или пересказывать с помощью мнемотехники, используя ИКТ, тем лучше ребенок сможет подготовится к школе, поскольку связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности к обучению в школе.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с помощью приёмов мнемотехники с использованием ИКТ дает свои положительные результаты.

Мне удалось повысить уровень речевой активности детей через использование мнемотехники. Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.

В ходе этой работы я убедилась, что можно и нужно применять модельные схемы для детей с ОВЗ.

Чем раньше вы научите детей рассказывать или пересказывать с помощью мнемотехники, используя ИКТ, тем лучше ребенок сможет подготовится к школе, поскольку связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности к обучению в школе.

Использование мнемотехники в своей работе доказало, что эта методика действительно работает и помогает детям учиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдение, интерес к миру, навыки самопроверки.

Для себя я определила несколько преимуществ

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
  • При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.