СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мультимедийных презентаций как возможность расширения визуального восприятия учебного материала

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение компьютерных программных средств на занятиях позволяет педагогу не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, повысить интерес, познавательную активность обучающихся. По данным ученых более 90 % информации поступает к нам через зрение и слух. Знания, которые мы получаем – это та же информация, следовательно, большую часть наших знаний мы получаем посредством органов зрения и слуха. И чем ярче и разнообразнее будет предоставление информации (знаний), тем эффективней будет процесс усвоения этой информации.

Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных презентаций как возможность расширения визуального восприятия учебного материала»

Использование презентаций как возможность расширения визуального восприятия учебного материала

Задачей обучения является не только сообщение определенных знаний обучающимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на занятиях позволяет педагогу не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, повысить интерес, познавательную активность обучающихся. По данным ученых более 90 % информации поступает к нам через зрение и слух. Знания, которые мы получаем – это та же информация, следовательно, большую часть наших знаний мы получаем посредством органов зрения и слуха. И чем ярче и разнообразнее будет предоставление информации (знаний), тем эффективней будет процесс усвоения этой информации.

Термин «мультимедиа» – можно перевести с английского языка как «многие среды» (от multi – много и media – среда).
Мультимедиа презентация может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля. Графический интерфейс мультимедийных продуктов обычно содержит различные управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и т. д.)
Одним из видов мультимедиа является компьютерная презентация, которая достаточно легко создаётся с помощью программы Power Point (которая является одним из компонентов программы Microsoft Office), и которая представляет собой возможность создания последовательных слайдов, содержащих числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.
Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу педагога с классной доской, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности. Мы приносим с собой рисунки, схемы, диаграммы, аудио и видео записи (к которым необходимо еще и оборудование для их воспроизведения). Все это заполоняет наш рабочий стол, а еще и не дай бог перемешается. Сколько времени будет потрачено зря на поиски нужного материала. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию.
Компьютерная презентация помогает нам упорядочить весь наш материал и выстроить его, следуя логике нашего изложения и хранить его в одном файле. Сохранность наших наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для педагога. Еще одно неоспоримое преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости, обучающийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, например: с доски схема, записи стерты, и если ребенок её не успел записать, то педагогу придётся прервать рассказ и вернуться опять к схеме, что, естественно, нарушит ход изложения материала и отвлечет остальных ребят от работы. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, педагог может подробнее остановиться на определённых моментах.
Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание детей, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения педагога будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы педагога.

На любом занятии педагог решает множество различных задач. Нужно сообщить необходимые сведения по изучаемой теме, проверить качество усвоения материала, поддержать внимание в течение занятия, задействовать чувственное и эмоциональное восприятие, сообразительность детей.
Создавая презентацию нужно не забывать о цели ее создания. Для этого необходимо создать презентацию определенного объема, так как зрительный ряд из большего числа слайдов вызовет утомление, отвлечет обучающихся от сути изучаемого материала. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Нужно продумать и обеспечивать понимание смысла каждого слова, использовать образные сравнения. В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов. Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов сообщения. Необходимо постоянно переключать внимание обучающихся для поддержки остроты восприятия. Включение (без ущерба содержанию) в презентацию смешных сюжетов и забавных фактов оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

совершенствование системы управления обучением на различных этапах занятия;

усиление мотивации учения;

улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру обучающихся;

демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по программе;

систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению;

При использовании мультимедийных технологий структура занятия принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность обучающегося. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения занятия.

Использование компьютерных презентаций на занятиях

При проведении занятий по программе используются мультимедийные презентации. На таких занятиях реализуются принципы доступности, наглядности. Занятия эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Примеры:

Урок-лекция

Данная тема достаточно объемна, но при использовании презентации позволяет уложиться в отведенное время. Презентация представляет последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь. Использование гиперссылок позволяет переходить от кадра к кадру и по необходимости возвращаться в нужное место. Учебный материал на слайдах распределяю частями, удобными для восприятия. Не размещаю на одном слайде много информации, даже если она имеет отношение к сути, излагаемого на нём, вопроса. Дизайн презентации выбираю так, чтобы стиль её оформления соответствовал содержанию.

Динамические элементы на слайдах, конечно, повышают наглядность, способствуют лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала. Но при этом слайд не должен быть перенасыщен анимацией.



Комбинированный урок

На слайдах пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения. Материал данной темы сложный и объемный.

Тестирование

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые обучающийся записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию педагога смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. Презентация-тест позволяет представить обучающимся на занятии значительно больший объем заданий-тестов. Начертить и написать на обычной классной доске такое количество тестовых заданий не представляется возможным.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов.

Дидактическая игра

Игра – спутник человеческой жизни. От колыбели до глубокой старости сопутствует человека игра. “Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять," – писал А.М.Горький. В играх развиваются и укрепляются чувства солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому педагогу необходимо периодически пользоваться играми или вводить элементы игры и на занятиях. Познание же комнатных растений через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьезно.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые обучающиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

Рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, равномерно заполнять все экранное поле.

Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы обучающиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Заключение

Мультимедиа-технологии позволяют сделать обучающегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения. Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на занятиях обеспечивает:

- экономию времени при объяснении нового материала;

- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

- дифференцированный подход к обучению обучающихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности обучающихся, дает возможность увеличения объема информации, повышает интерес к программе. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал всестороннего развития личности.



Рекомендации по созданию электронных презентаций

  1. Структура презентаций



Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления, оптимальное количество 25-30 слайдов.



На первом и последнем слайде представлена следующая информация:



Во всех ситуациях: тема выступления, имя (отчество) и фамилия выступающего(полностью);



Для деловых презентаций: контактная информация.

На предпоследнем слайде (или после каждой цитаты и фотографии) оформлены ссылки на все использование источники.



  1. Дизайн



Для всех слайдов презентации по возможности используется один и тот же шаблон оформления.



Главная информация должна быть размещена в центре экрана: в верхнем левом квадрате.



Несколько элементов для считывания должны быть расположены слева направо. Расположение элементов на кадре снизу вверх воспринимается как развитие; сверху вниз - спад; по часовой стрелке- цикличность.



Не должно быть избытка и нагромождения элементов!!!



Цвета фона и шрифта контрастны (желателен светлый фон).



Легче читается шрифт без засечек (например Arial). Лучше всего презентация смотрится при использовании не более 2 типов шрифтов. Оптимальные шрифты (заголовок- 24-32; подзаголовок-22-24; основной текст-18-24; подписи данных-20-22).

Оптимальное количество строк не более 7. Количество символов в строке не более 40 (в том числе пробелы).



Пунктуацию в заголовках или коротких фразах лучше не использовать (отсутствие точки помогает глазу сосредоточиться на главном).



Написание коротких фраз вместо предложений – шаг к зрителю (чем лаконичнее текст, тем выше концентрация внимания на ключевых словах).



Использование заглавных и сточных букв облегчает чтение и распознавание слов. Выделить главное можно с помощью цвета букв, усиления жирности или курсивного шрифта.

Поля у слайда должны быть не менее 0,7 от края.



  1. Иллюстрации



Иллюстрации служат уместным и достаточным средством наглядности, помогают наиболее полно раскрыть тему выступления, не отвлекают от содержания выступления.



Следите за размером и качеством используемых фотографий (оптимизируйте фотографии).



  1. Анимация



Все должно быть в меру!!! Анимированный рисунок в качестве украшения отвлекает внимание. Анимация текста отвлекает внимание.



  1. Настройка



Показ слайдов осуществляется по щелчку мыши (не автоматически).



Выступающий не «соревнуется» со своим иллюстративным материалом (выделяет аудитории достаточно времени на восприятие информации на слайдах).



4