СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование на занятиях логопедической ритмики с элементами театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая ритмика-эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных сенсорных функций у детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Использование на занятиях логопедической ритмики с элементами театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ.»









Повышение мотивации



к логопедическим занятиям у младших школьников

Дети, обучающиеся в речевых группах, отличаются, как правило,  неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие,   необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии внимательно слушать на занятии? С помощью каких средств зажечь интерес в его глазах?

Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес.

Д.Б. Эльконин указывает на целесообразность и необходимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте. Игра влияет на «формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», в том числе и на формирование правильной речи, вызывает неподдельный интерес.

Я в своей деятельности тоже использую возможности дидактических игр, Это игры на развитие связной речи: «Расскажи о животном» ( составление рассказа по плану), « Рисуем картинку» ( составление рассказа по опорным словам). Игры на формирование лексики и словарного запаса: «Варим щи», «Магазин», «Гномики», «Поиграем в профессию».  Игры на формирование звуковой культуры речи: «Паровозики», «Рыбалка», «Кот - наоборот». Игры на развитие орфографической зоркости: « Письмо с ошибками», « Исправь ошибку».

Опыт работы показал, что подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют логопедические занятия, делают их икичто повышает мотивацию к занятиям с логопедом.

По направленности можно выделить следующие виды обучающих игр применяемых в логопедии:

  • Для развития фонематического восприятия.

  • По обучению грамоте.

  • Грамматике.

  • Лексике.

  • Для развития связной речи.

  • Развития мелкой моторики.

В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять терминыслово и звук, выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Моя коррекционная работа направлена на исправление нарушения устной и письменной речи младших школьников.

Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма

В коррекционной работе над устной речью, я использую следующие игры:

« Песенка весёлого язычка»,

« Шутки - чистоговорки», « Скороговорки», « Доскажи словечко» , « Поймай звук», «Один - много», « Придумай слово», « Кто лучше слушает ? »,

« Подбери похожие слова», « Делим слово хлопками », «Найди звук в слове», «Назови ласково», «Выдели слово», « Цепочка слов» , « Повтори за мной»т.д.

Так же в своей работе я применяю пальчиковые игры, которые возбуждают речевые центры головного мозга и стимулируют развитие речи.:

« Фонарики», «Заготавливаем капусту» , «Моем руки», «Месим тесто», «Печём блины», « Шарик», «Ёжик», «Деревья», « Человечек», «Семья», «Цепочка».

При работе с младшими школьниками я уделяю внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи. Письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи; предпосылки письменной речи необходимо создавать в условиях устной речи.

Работа над развитием восприятия  строится мною в игровой форме, но носит обучающий характер. Приведу конкретные примеры игр: «Допиши букву», «Подбери пару», «Вставь пропущенную букву», «Отгадай и запиши слово», «Найди ошибку», «Волшебный домик», «Составь слово из перепутанных слогов», «Составь предложение», «Слова-друзья», « Игры со слогами», «Потерянные буквы», « Где гласные?».



Интересные и эффективные формы развития и поддержания интереса к логопедическим занятиям я нашла в пособии Е.Д. Буриной «Преодоление нарушений письма у школьников».

Автор тоже справедливо считает, что «познавательная потребность детей с нарушением речи часто бывает сниженной, а это затрудняет процесс коррекции речи, и дает один «рецепт преодоления подобных трудностей :детям должно быть интересно, дети должны быть успешны».В книге дан обширный занимательный игровой материал для логопедических занятий Вот какие игровые приемы из книги этого автора я использую в своих занятиях.

.1. Диктант-сигнал способствует развитию орфографической зоркости.

Сначала логопед диктует текст целиком в обычном темпе, чтобы ученики поняли его содержание ,затем читает медленно ,и дети поднимают красную карточку ,когда услышат слово с заданной орфограммой

2.Диктант –сюрприз

Ученики пишут текст с орфографическим проговариванием, закончив ,находят и подчеркивают в тексте слова ,названные логопедом Из каждого слова выделяют первый звук и составляют новое слово.

3.Игры на развитие слогового анализа и синтеза:

Игра «Получи оценку»

Логопед просит вставить в слова пропущенные слоги ,а потом составить из них слово:

Кле….,зер…..(верно)

Холод=…..роз ,лентяй=…дырь

Игра шифровальщики

Надо выделить из слова заданный слог,запомнить или записать его.Из выделенных слогов получится слово.

1)Выделить из слова первый слог

Хорек,роса,шорох(хорошо)

2)Выделить ударные слоги,составить сова и предложения.

Горы,пилоты.сова,удочка.зима.

4.Игры на развитие фонематического анализа и синтеза:

Игра «Фокусники»

В конвертах лежат картинки в соответствии с изучаемой на занятии лексической темой .Надо определить название животного на картинке, не заглядывая в конверт. Для этого внимательно слушать вопрос, нем первый звук первого слова такой же ,как первый звук в названии животного.

Например:

Какое хищное животное обитает в водоемах жарких стран? (крокодил)

Самое большое сухопутное животное? (слон)

В этом конверте находится изображение лесного хищника.(волк)



5.Упражнения для коррекции почерка

Использование трафарета

Рисование буквы в воздухе

6 Игры на решение орфографических задач

Игра с мячом «Произношу-пишу»

Логопед произносит слово орфоэпически ,а ученик-орфографически.

7.Формирование умения реагировать на орфограмму

Игра «Запомни-запиши»

Логопед или ученик читают слова, голосом выделяя опасные места,ученики запоминают слова и записывают,после чего слова читают еще раз для проверки.

Интересный занимательный материал для повышения мотивации к логопедическим занятиям я нашла в книге Лалаевой и Бенедиктовой «Нарушение чтения и письма у младших школьников»

Например , при дифференциации согласных звуков можно использовать

Отгадывание загадок с последующим фонематическим анализом слов в отгадках.

Игра в лото. Здесь применяются карточки с картинками ,в названии которых есть звуки дифференцируемые ,а также цифры. Надо найти картинку с определенным звуком ,определить его место в слове и закрыть картинку соответствующей цифрой.

Мультимедийное оборудование тоже позволяет решить проблему повышения заинтересованности к занятиям, поиска наглядности для логопедических занятий. Демонстрация детям на компьютере различных фотографий текстов ,написанных с ошибками ,способствует развитию орфографической зоркости, внимания и контроля.



.



Используя в своей работе игровые методы, прослеживается положительная динамика коррекционной работы.

Проанализировав данные опроса учащихся, можно сделать вывод, что использование игровых технологий вызывает у детей интерес и повышение мотивации к уроку. Задача логопеда убедить ребенка в том, что речь можно исправить и стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. 



Список литературы.