ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
В настоящее время на занятиях по физике вместо плакатной наглядности широко используются мультимедийные комплексы. Компьютер отличается своей универсальностью, спектр его возможностей в этой области сложно переоценить: создание ярких слайдов и серии слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования; использование разнообразных мультипликационных эффектов; возможность воспроизведения видео- и аудио- материалов; создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.
Демонстрационный материал (слайды) создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся.
Использование наглядности при изучении нового материала.
Показания
Разность показаний сухого и влажного термометра, °С
сухого термо-
0
метра, °С
1
0
Относительная влажность, %
2
100
2
81
100
4
3
63
4
100
84
6
45
100
85
5
68
8
100
70
6
28
10
86
51
56
73
87
35
7
100
11
12
8
75
—
42
60
100
88
14
20
—
76
63
—
47
9
28
100
89
16
14
51
—
10
78
89
—
65
18
35
100
79
—
—
40
100
23
—
54
90
20
68
—
28
—
44
70
22
91
10
—
100
57
81
60
82
100
—
—
18
34
—
71
91
48
24
—
7
83
24
51
26
100
—
73
38
92
62
—
65
83
—
100
42
14
29
54
28
74
92
—
20
34
76
5
66
100
92
84
56
45
25
49
68
—
85
77
93
11
37
59
—
69
85
51
61
17
78
30
41
54
9
71
34
78
22
62
44
56
72
15
27
37
64
47
20
58
40
49
65
30
59
24
51
34
43
46
28
37
53
31
48
40
34
42
37
Психрометр от греческого «ПСИХОС»-холодный
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы на мониторе наглядно продемонстрировать материалы к занятию: чертежи, схемы, методику построения графиков и т.д. Эти материалы подкрепляют соответствующими звукозаписями, видеозадачами, звуковыми файлами. Заранее созданная презентация заменяет доску при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся каких-либо иллюстраций.
Использование наглядности для демонстрации чертежей, графиков.
ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (T = CONST)
Т.к. P = const/V графиком является гипербола-изотерма
Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.
Использование наглядности для наблюдения процессов, которые трудно представить и понять.
Пар, находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называется НАСЫЩЕННЫМ
С течением времени в сосуде устанавливается динамическое равновесие
+
-
+
Нейтральные
атомы
-
+
-
+
-
Электроскоп
+
Применение наглядности различается по уровням деятельности:
Уровень
Примеры действий учителя
деятельности
Пассивный
Примеры действий учащихся
Деятельностный
Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов
Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов
Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ
Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов
Творческий
Организация тестирования.
Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя
Выполнение лабораторных работ
Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде
Выполнение тестовых заданий и решение задач
Самостоятельное исследование
Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного
Ключевые преимущества метода наглядности:
- информационная насыщенность;
- возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
- возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
- показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
- реальность отображения действительности;
- выразительность, богатство выразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Использование наглядности на открытых занятиях по физике.
Главное преимущество использования наглядности – повышение качества знаний обучающихся .