СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование наглядных пособий в пенитенциарной школе на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему некоторые обучающиеся теряют интерес к математике, как к учебном предмету? Главной причиной является постепенно скопившиеся пробелы у обучающихся, так как каждая новая тема урока математики всегда предполагает знание ранее изученного материала. Таким образом, не усвоивший предыдущую тему, обучающий становится пассивным от урока к уроку, накапливая пробелы в знаниях, и теряет интерес к урокам математики.

Просмотр содержимого документа
«Использование наглядных пособий в пенитенциарной школе на уроках математики»

Разработка дидактического материала на тему:

«Использование наглядных пособий в пенитенциарной школе на уроках математики»

Стрекаловская Л.С. учитель математики

МБОУ «Бестяхская СОШ им. И.И. Козлова»


Математика - один из важнейших предметов в школе. Из-за отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. Ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:

  • несформированность абстрактного мышления;

  • неумение воспринимать невидимые элементы, связи и зависимости;

  • недостаточное развитие памяти, внимания;

  • неумение анализировать, выделять главное и многое другое.

Цель: Разработка методики применения наглядных пособий по некоторым темам математики, и помочь учащимся понять и запомнить формулы, опираясь на данные наглядные пособия.

Задачи:

  • выявить пробелы в математике, вызывающие затруднения в изучении новой темы у учащихся;

  • изготовить комплект наглядных пособий по «трудным» для учащихся темам;

  • облегчить овладение предметом и помочь учащимся в восприятии, понимании и запоминании учебного материала на примере комплекта наглядных пособий.

Актуальность.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие у учащихся тесно связано с эмоциями. У школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Эйнштейн утверждал, что слова и теории для него в познании – ничто, а вот образы и практика – все.

Почему некоторые обучающиеся теряют интерес к математике, как к учебном предмету? Главной причиной является постепенно скопившиеся пробелы у обучающихся, так как каждая новая тема урока математики всегда предполагает знание ранее изученного материала. Таким образом, не усвоивший предыдущую тему, обучающий становится пассивным от урока к уроку, накапливая пробелы в знаниях, и теряет интерес к урокам математики.

Работая учителем в пенитенциарной школе, часто встречаем таких обучающихся.

В связи с этим, для формирования положительной мотивации к обучению математики, требуется постоянная работа по повторению основных тем и устранению пробелов по базовым математическим знаниям.

Основываясь на психолого-педагогические аспекты современного урока, нами составлены схемы – таблицы, необходимые для организации работы по повторению и устранению пробелов в знаниях.

Применение таблицы-схемы по основным темам (которые изучаются в классах среднего звена) обеспечивают понимания обучающимися логической связи между математическими понятиями при объяснении теоретического материала. Схемы, как виды знаковой наглядности, применяются чаще всего для систематизации знаний и облегчения запоминания учебного материала, что позволяет усвоить значительно больший объем информации в определенной логической последовательности. Это обстоятельство является очень важным, так как повторение осуществляется эффективнее через информацию визуального характера например, через яркие красочные таблицы- схемы.

Таблицы-схемы размером А4 выполнены как раздаточные, имеют с одной стороны теоретический материал в виде схемы, а с другой – тренировочное задание на тему таблицы.

Предлагается содержание некоторых таблиц-схем по основным темам курса математики 5-9 классов.

Такие таблицы применяются в 9 - 11 классах на уроках повторения и устранения пробелов в знаниях по математике. На уроке излагается учителем содержание таблицы-схемы. Потом учитель предлагает обучающимся самостоятельное объяснение содержания таблицы. Следующий этап отводится к тренировочному заданию с целью выработки умения решать типичные задания по теме, а таблица-схема служит как опорный материал. К концу блока уроков проводится самостоятельная работа, которая выявит уровень усвоения материала обучающимися.

Таблица 1. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами:

Сложение

(если знаки слагаемых одинаковы)

2 + 3 = 5, -2 – 3 = -5



Вычитание

(если знаки слагаемых разные)

2 – 3 = -1, -2 + 3 = 1





Умножение, деление

(-)*(-) = (+)

(+)*(-) = (-)

-4*(-5) = 20, -6:(-3) = 2,

4*(-5) = -20, -6:3 =-2







Тренировочное задание к таблице 1. Вычислите:

-6 * 5

-28 : (-7)

-3 * 0

16 : (-4)

-9 * (-6)

-63 : (-7)

8 * (-6)

-5 * (-8)

-24 : 6



6 – 8

-12 +4

-3 -6

-7+10

10 -6

-9+15

-10 -7

-9 +5

-15 +20











Таблица 2. Решение задач на проценты:

  • 1. Запись краткого условия задачи в виде:

Все --------- 100%

Часть ------ часть в %

  • 2. По свойству пропорции:

Все ● часть в % = Часть ● 100%

  • 3. Решить полученное уравнение

Тренировочное задание к таблице 2. Решите задачи на проценты:

  1. Нахождение процента от числа.

Стоимость билета на спектакль – 700 рублей, детям предоставляется скидка 25 %. Сколько рублей будут стоить билеты для детей?

2. Нахождение числа по его проценту.

Володя прочитал 234 страницы, что составляет 36% всей книги. Сколько страниц в этой книге?

3. Нахождение процентного отношения двух чисел.

Если из 225 кг руды получается 34,2 кг меди, то каково процентное содержание меди в руде?

Таблица 3. Разложение на множители

Вынесение общего множителя: 2х2 – 6х = 2х(х – 3);

Способ группировки: а3 – 2а2 – 3а + 6 =(а3 – 2а2)-(3а – 6)= а2(а – 2) – 3(а – 2) =

= (а - 2)(а2 - 3);

Применение формул сокращенного умножения: 25х2 – 4 = (5х - 2)(5х + 2);

Применение формулы ах2 + вх + с = а(х-х1)(х-х2), где х1 , х2 - корни: 2х2 + 3х – 5 = 2(х -1)(х + 2,5), т.к. х1 = 1, х2 = -2,5.








Тренировочное задание к таблице 3. Разложите на множители:

2 - 8а

10х2 – 10ху + 5х – 5у

100а2 -1

2 -3х – 2

а3 – 4а

Таблица 4. Решение уравнения

Квадратное уравнение

1) ах2 + вх + с = 0, D=b2- 4a

D0, то два корня: x1,2 ;

D=0, то один корень: х= ;

D

2) ах2 + вх = 0, х(ах+в)=0, х1=0 или ах+в=0

ах= -в, х2 = -в/а;

3) ах2+ с = 0, ах2= -с, х2= -с/а, х1,2=±√-с/а.


Линейное уравнение

  1. ах = с, х = с/а, один корень;

  2. 0х = 0, много корней;

  3. 0х = с, нет корней.













Тренировочное задание к таблице 4. Решите уравнение:

2 – 3(х +2) = 5-2х

2 – 7х + 2 = 0

2 + 7х + 8 = 0

2 – 12х = 0

2 -16 = 0

Таблица 5. Особые случаи решения квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0:

1. Если а + в + с = 0, то х1 =1, х2 = с/а

2. Если а + с = в, то х1 = -1, х2 = с/а.






Тренировочное задание к таблице 5.

2 + 3х -5 = 0 7х2 + 9х + 2 = 0

х2 + 3х - 4 = 0 х2 - 5х - 6 = 0

2 - 8х + 3 = 0 2х2 + 3х + 1 = 0

2 - 5х + 3 = 0 -х2 + 7х + 8 = 0

2 - 7х + 1 = 0 х2 + 8х + 7 = 0

Таблица 6. Сравнительная таблица

Решение линейного неравенства:

3 – 5(х + 2)

3 – 5х – 10

-5х + 2х

-3х

Х 12 : (-3)

Х - 4

Ответ: (-4; +∞)

Решение линейного уравнения:

3 – 5(х + 2) = 5 – 2х

3 – 5х – 10 = 5 – 2х

-5х + 2х = 5 – 3 + 10

-3х = 12

Х = 12 : (-3)

Х = - 4

Ответ: -4









Тренировочное задание к таблице 6. Решите неравенство:

2 – 3(х - 5) 5(1 – х)

5(х + 4)

5 – 2х ≤ 1- (х – 2)

2(1 –х) ≥ 5х – (3х + 2)

10m + 1 8m - 2

Таблица 7. Степень. Корень. Логарифм

Показатель = значение логарифма m =

Степень = b значение степени

Основание = значение корня a =




Тренировочное задание к таблице 7. Найдите значения:


Степень

Корень

Логарифм

32 = 9

?

?

?

= 3

?

?

?

= 3

43 = 64

?

?

?

= 2

?

?

?

= 2

53 = 125

?

?

?

= 2

?

?

?

= 6

23 = 8

?

?


Выводы:

Наглядные пособия позволяют уйти от постоянного заучивания формул, помогают почувствовать предмет, ощутить связи – отношения.

При их использовании ученики:

  • активнее работают;

  • внимательнее слушают объяснения;

  • увереннее делают самостоятельно упражнения;

  • быстрее находят верный путь решения;

  • осмысленно воспринимают новый материал.

  • прочно запоминают новые понятия, правила, обозначения и зависимости.

Использование данных пособий способствует:

  • Глубокому осмыслению и пониманию учебного материала (есть возможность увидеть невидимые в обычных условиях связи и зависимости через взаимное расположение предметов, размер, пропорции, выделение цветом, посредством аналогий);

  • Продуктивному и более быстрому запоминанию (пособие ориентировано на эффективное сочетание зрительной, ассоциативной, эмоциональной и смысловой памяти);

  • Прочному и осознанному усвоению материала;

  • Укреплению веры в себя у учащихся (осознанное усвоение программного материала позволяет ученикам в большей степени самостоятельно выполнять учебные задания, тратить на них меньше времени);

  • Развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядные образы);

  • Эстетическому воспитанию обучающихся;

  • Развитию эмоционально-чувственной сферы обучающихся.

Наглядные пособия представляют собой яркий, образный наглядный материал с живым, эмоциональным изложением, пробуждающим интерес к учебе. По содержанию пособия отличаются полнотой и оригинальностью, не повторяют имеющиеся наглядные пособия.

Использованная литература:

  1. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Кузнецова Л.В. и др./ - М.: Дрофа, 2013.

  2. Математика в таблицах: 10-11 классы – Москва: Издательство АСТ, 2017.