Разработка дидактического материала на тему:
«Использование наглядных пособий в пенитенциарной школе на уроках математики»
Стрекаловская Л.С. учитель математики
МБОУ «Бестяхская СОШ им. И.И. Козлова»
Математика - один из важнейших предметов в школе. Из-за отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. Ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:
несформированность абстрактного мышления;
неумение воспринимать невидимые элементы, связи и зависимости;
недостаточное развитие памяти, внимания;
неумение анализировать, выделять главное и многое другое.
Цель: Разработка методики применения наглядных пособий по некоторым темам математики, и помочь учащимся понять и запомнить формулы, опираясь на данные наглядные пособия.
Задачи:
выявить пробелы в математике, вызывающие затруднения в изучении новой темы у учащихся;
изготовить комплект наглядных пособий по «трудным» для учащихся темам;
облегчить овладение предметом и помочь учащимся в восприятии, понимании и запоминании учебного материала на примере комплекта наглядных пособий.
Актуальность.
Результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие у учащихся тесно связано с эмоциями. У школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Эйнштейн утверждал, что слова и теории для него в познании – ничто, а вот образы и практика – все.
Почему некоторые обучающиеся теряют интерес к математике, как к учебном предмету? Главной причиной является постепенно скопившиеся пробелы у обучающихся, так как каждая новая тема урока математики всегда предполагает знание ранее изученного материала. Таким образом, не усвоивший предыдущую тему, обучающий становится пассивным от урока к уроку, накапливая пробелы в знаниях, и теряет интерес к урокам математики.
Работая учителем в пенитенциарной школе, часто встречаем таких обучающихся.
В связи с этим, для формирования положительной мотивации к обучению математики, требуется постоянная работа по повторению основных тем и устранению пробелов по базовым математическим знаниям.
Основываясь на психолого-педагогические аспекты современного урока, нами составлены схемы – таблицы, необходимые для организации работы по повторению и устранению пробелов в знаниях.
Применение таблицы-схемы по основным темам (которые изучаются в классах среднего звена) обеспечивают понимания обучающимися логической связи между математическими понятиями при объяснении теоретического материала. Схемы, как виды знаковой наглядности, применяются чаще всего для систематизации знаний и облегчения запоминания учебного материала, что позволяет усвоить значительно больший объем информации в определенной логической последовательности. Это обстоятельство является очень важным, так как повторение осуществляется эффективнее через информацию визуального характера например, через яркие красочные таблицы- схемы.
Таблицы-схемы размером А4 выполнены как раздаточные, имеют с одной стороны теоретический материал в виде схемы, а с другой – тренировочное задание на тему таблицы.
Предлагается содержание некоторых таблиц-схем по основным темам курса математики 5-9 классов.
Такие таблицы применяются в 9 - 11 классах на уроках повторения и устранения пробелов в знаниях по математике. На уроке излагается учителем содержание таблицы-схемы. Потом учитель предлагает обучающимся самостоятельное объяснение содержания таблицы. Следующий этап отводится к тренировочному заданию с целью выработки умения решать типичные задания по теме, а таблица-схема служит как опорный материал. К концу блока уроков проводится самостоятельная работа, которая выявит уровень усвоения материала обучающимися.
Таблица 1. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами:
Сложение
(если знаки слагаемых одинаковы)
2 + 3 = 5, -2 – 3 = -5
Вычитание
(если знаки слагаемых разные)
2 – 3 = -1, -2 + 3 = 1
Умножение, деление
(-)*(-) = (+)
(+)*(-) = (-)
-4*(-5) = 20, -6:(-3) = 2,
4*(-5) = -20, -6:3 =-2
Тренировочное задание к таблице 1. Вычислите:
-6 * 5
-28 : (-7)
-3 * 0
16 : (-4)
-9 * (-6)
-63 : (-7)
8 * (-6)
-5 * (-8)
-24 : 6
6 – 8
-12 +4
-3 -6
-7+10
10 -6
-9+15
-10 -7
-9 +5
-15 +20
Таблица 2. Решение задач на проценты:
Все --------- 100%
Часть ------ часть в %
Все ● часть в % = Часть ● 100%
Тренировочное задание к таблице 2. Решите задачи на проценты:
Нахождение процента от числа.
Стоимость билета на спектакль – 700 рублей, детям предоставляется скидка 25 %. Сколько рублей будут стоить билеты для детей?
2. Нахождение числа по его проценту.
Володя прочитал 234 страницы, что составляет 36% всей книги. Сколько страниц в этой книге?
3. Нахождение процентного отношения двух чисел.
Если из 225 кг руды получается 34,2 кг меди, то каково процентное содержание меди в руде?
Таблица 3. Разложение на множители
Вынесение общего множителя: 2х2 – 6х = 2х(х – 3);
Способ группировки: а3 – 2а2 – 3а + 6 =(а3 – 2а2)-(3а – 6)= а2(а – 2) – 3(а – 2) =
= (а - 2)(а2 - 3);
Применение формул сокращенного умножения: 25х2 – 4 = (5х - 2)(5х + 2);
Применение формулы ах2 + вх + с = а(х-х1)(х-х2), где х1 , х2 - корни: 2х2 + 3х – 5 = 2(х -1)(х + 2,5), т.к. х1 = 1, х2 = -2,5.
Тренировочное задание к таблице 3. Разложите на множители:
2а2 - 8а
10х2 – 10ху + 5х – 5у
100а2 -1
2х2 -3х – 2
а3 – 4а
Таблица 4. Решение уравнения
Квадратное уравнение
1) ах2 + вх + с = 0, D=b2- 4a
D0, то два корня: x1,2
;
D=0, то один корень: х=
;
D
2) ах2 + вх = 0, х(ах+в)=0, х1=0 или ах+в=0
ах= -в, х2 = -в/а;
3) ах2+ с = 0, ах2= -с, х2= -с/а, х1,2=±√-с/а.
Линейное уравнение
ах = с, х = с/а, один корень;
0х = 0, много корней;
0х = с, нет корней.
Тренировочное задание к таблице 4. Решите уравнение:
2 – 3(х +2) = 5-2х
5х2 – 7х + 2 = 0
-х2 + 7х + 8 = 0
3х2 – 12х = 0
4х2 -16 = 0
Таблица 5. Особые случаи решения квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0:
1. Если а + в + с = 0, то х1 =1, х2 = с/а
2. Если а + с = в, то х1 = -1, х2 = с/а.
Тренировочное задание к таблице 5.
2х2 + 3х -5 = 0 7х2 + 9х + 2 = 0
х2 + 3х - 4 = 0 х2 - 5х - 6 = 0
5х2 - 8х + 3 = 0 2х2 + 3х + 1 = 0
2х2 - 5х + 3 = 0 -х2 + 7х + 8 = 0
6х2 - 7х + 1 = 0 х2 + 8х + 7 = 0
Таблица 6. Сравнительная таблица
Решение линейного неравенства:
3 – 5(х + 2)
3 – 5х – 10
-5х + 2х
-3х
Х 12 : (-3)
Х - 4
Ответ: (-4; +∞)
Решение линейного уравнения:
3 – 5(х + 2) = 5 – 2х
3 – 5х – 10 = 5 – 2х
-5х + 2х = 5 – 3 + 10
-3х = 12
Х = 12 : (-3)
Х = - 4
Ответ: -4
Тренировочное задание к таблице 6. Решите неравенство:
2 – 3(х - 5) 5(1 – х)
5(х + 4)
5 – 2х ≤ 1- (х – 2)
2(1 –х) ≥ 5х – (3х + 2)
10m + 1 8m - 2
Таблица 7. Степень. Корень. Логарифм
Показатель = значение логарифма m =
Степень
= b значение степени
Основание = значение корня a =
Тренировочное задание к таблице 7. Найдите значения:
Степень | Корень | Логарифм |
32 = 9 | ? | ? |
? | = 3 | ? |
? | ? | = 3 |
43 = 64 | ? | ? |
? | = 2 | ? |
? | ? | = 2 |
53 = 125 | ? | ? |
? | = 2 | ? |
? | ? | = 6 |
23 = 8 | ? | ? |
Выводы:
Наглядные пособия позволяют уйти от постоянного заучивания формул, помогают почувствовать предмет, ощутить связи – отношения.
При их использовании ученики:
активнее работают;
внимательнее слушают объяснения;
увереннее делают самостоятельно упражнения;
быстрее находят верный путь решения;
осмысленно воспринимают новый материал.
прочно запоминают новые понятия, правила, обозначения и зависимости.
Использование данных пособий способствует:
Глубокому осмыслению и пониманию учебного материала (есть возможность увидеть невидимые в обычных условиях связи и зависимости через взаимное расположение предметов, размер, пропорции, выделение цветом, посредством аналогий);
Продуктивному и более быстрому запоминанию (пособие ориентировано на эффективное сочетание зрительной, ассоциативной, эмоциональной и смысловой памяти);
Прочному и осознанному усвоению материала;
Укреплению веры в себя у учащихся (осознанное усвоение программного материала позволяет ученикам в большей степени самостоятельно выполнять учебные задания, тратить на них меньше времени);
Развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядные образы);
Эстетическому воспитанию обучающихся;
Развитию эмоционально-чувственной сферы обучающихся.
Наглядные пособия представляют собой яркий, образный наглядный материал с живым, эмоциональным изложением, пробуждающим интерес к учебе. По содержанию пособия отличаются полнотой и оригинальностью, не повторяют имеющиеся наглядные пособия.
Использованная литература:
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Кузнецова Л.В. и др./ - М.: Дрофа, 2013.
Математика в таблицах: 10-11 классы – Москва: Издательство АСТ, 2017.