Проект «Использование наглядных средств обучения в инклюзивных классах»
(Приложение к рабочей программе по биологии)
Методическое сопровождение проекта осуществляется на основе рабочей программы по биологии для 5 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием авторской программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014), календарно – тематического планирования по биологии в 5 классе на 2022-2023 учебный год.
Направление проекта- учебный
Актуальность: необходимость создания данного проекта вызвана тем, что 60% классов в МАОУ «СОШ №55» г. Перми являются инклюзивными. В каждом инклюзивном классе обучается от 2 до 4 учащихся с ОВЗ.В основном они имеют заключение городской ПМПК – задержка психического развития.
Такие дети работают в более медленном темпе и не успевают за своими сверстниками. Поэтому есть необходимость подбора таких заданий, выполнение которых не будет вызывать учебные трудности с одной стороны, и даст возможность при осуществлении текущего и итогового контроля по отдельным темам успешного их выполнения.
Цель проекта: Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках биологии в инклюзивном классе
Задачи:
1.Создать равные условия обучения биологии в инклюзивном классе;
2.Обеспечить высокую мотивацию обучения через выполнение индивидуальных задний учащимися ОВЗ;
Реализация проекта не ограничена по времени и будет использоваться всеми педагогами школы, реализующими программы общего образования по биологии в 5 классе.
Ожидаемые результаты:
100% Учащихся с ОВЗ успевают по биологии в течение учебного года;
Учащиеся с ОВЗ активно включены во все виды деятельности на уроке и внеурочной деятельности;
Партнёрами реализации проекта выступает команда учителей 5 классов и администрация школы.
Содержание проекта
Изменение вносится в содержание лабораторных и контрольных работ.
I.Рабочая программа 5 класса
Структура и содержание рабочей программы
Тема | Количество часов | Количество Лабораторных Работ | Количество контрольных и самостоятельных работ |
1. Биология – наука о живом мире | 9 | 2 | 1 |
2.Многообразие живых организмов | 12 | 3 | 1 |
3. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | 0 | 1 |
4. Человек на планете Земля. | 5 | 0 | 1 |
II.Вносимые изменения по темам
Тема I Биология – наука о живом мире (9 часов)
Уроки № 2,3
Задание: создание природных объектов из природного материла
Пример
Урок №2 создайте экспозицию с растениями
Урок №3 создайте животное
Уро№4 Лабораторная работа № 1«Изучение устройства увеличительных приборов»
Особенности: Отличие для учащихся ОВЗ в содержании работы. Предлагается зарисовать микроскоп и подписать у микроскопа только те части, которые они видели в реальной жизни.
Урок 5. Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа№2
«Знакомство с клетками растений»
Особенности: Предлагаются для сравнения рисунки клеток с готовыми подписями. Найти общие черты в строение клеток растений, животных,грибов
Урок№ 9 Итоговый контроль по теме: «Биология – наука о живом мире»
Особенности:
Класс выполняет тест, учащиеся с ОВЗ контрольную работу, в которой предложены задания, описанные выше.
Тема 2 Многообразие живых организмов (12 часов)
Урок№10
Практическая работа: «Создание поделки из мха с использованием особенностей его строения»
Особенности: Описание строения мха возможно с использованием учебника
Урок 13. Растения ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Изучение внешнего вида хвойных. Сравнительная характеристика сосны и ели"
Особенности: заготавливают материал для работы самостоятельно и работают в отдельной группе.
Урок 14. Сад своими руками. Практическая работа № 6. Создание мини сада
Особенности: Выполняют групповую работу в инклюзивной группе
Урок 21. Промежуточный контроль. Тестовая работа задания I уровня по биологии ОГЭ
Особенности: По желанию при выполнении работы выбирают уровень сложности на «5» не могут использовать учебник.При использовании учебника оценка снижается на 1 балл.
БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Многообразие живых организмов»
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
Сколько лет назад на Земле началось развитие жизни?
А. 3.5 миллиона лет назад
Б. 1.5 миллиарда лет назад
В. 3.5 миллиарда лет назад
Г. 7 миллионов лет назад
2. Где зародилась жизнь?
А. на суше
Б. в океане
В. в воздухе
Г. одновременно во всех средах
3. Как называется наука, занимающаяся изучением многообразия и классификацией живых организмов?
А. систематика
Б. энтомология
В. физиология
Г. цитология
4. Выберите не существующее царство
А. царство растений
Б. царство животных
В. царство бактерий
Г. царство водорослей
5. Выберите лишнее в строении бактерии
А. жгутик
Б. цитоплазма
В. оболочка
Г. ядро
6. Выберите лишнее в строении гриба
А. шляпка
Б. ножка
В. корень
Г. грибница
7. В каких органоидах клетки происходит фотосинтез?
А. в митохондриях
Б. в лизосомах
В. в хлоропластах
Г. в ядре
8. Назовите основное условие необходимое для фотосинтеза
А. свет
Б. вода
В. кислород
Г. всё вышеперечисленное
9. Каких органов нет у мхов?
А. стеблей и листьев
Б. корня и цветка
В. стебля и ризоидов
Г. ризоидов и листьев
10. Какого органа нет у папоротников?
А. цветка
Б. корня
В. стебля
Г. листа
11. Выберите растение, которое не относится к голосеменным
А. сосна
Б. гинкго
В. лиственница
Г. осина
12. Какие из растений являются наиболее высокоорганизованными?
А. голосеменные
Б. покрытосеменные
В. мхи
Г. папоротники
13. Наличие каких органов объединяет все покрытосеменные растения в одну группу?
А. корня и цветка
Б. корня и плода
В. корня и стебля
Г. цветка и плода
14. Выберите название животного, которое не относится к простейшим
А. радиолярия
Б. амёба
В. инфузория туфелька
Г. актиния
15. Чем животные отличаются от растений?
А. они дышат
Б. они двигаются
В. они не могут производить питательные вещества самостоятельно
Г. они размножаются
Правильные ответы:
Выберите один правильный ответ
1-в
2-б
3-а
4-г
5-г
6-в
7-в
8-а
9-б
10-а
11-г
12-б
13-г
14-г
15-в
Система оценивания: Каждый правильный ответ равен 1 баллу. Всего можно набрать 15 баллов.
Оценка «5» ставится, если учащийся набрал 15 -13 баллов
Оценка «4» ставится, если учащийся набрал 12 -10 баллов
Оценка «3» ставится, если учащийся набрал 9 -7 баллов
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал 6 баллов и менее
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (6 часов)
Особенности. В содержание работ изменения не вносятся. Учащимся с ОВЗ предлагаются задания «Подготовить сообщение по изучаемой теме…».
Цель: научить приёму отбора содержания актуального материала
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч. + 1ч)
Изменения не вносятся, т.к. при изучении темы не предполагается выполнение контрольной работы, но выполняются 2 экскурсии в инклюзивных классах.
Экскурсия №1 «Изучение видового разнообразия растений и животных на пришкольной территории».
Лабораторная работа №2 «Влияние человека на среду обитания живых организмов». Экскурсия проводится в лесу Пермского лесничества, прилегающего к школе на территории микрорайона «Акуловский» и «Железнодорожный».
Критериальное оценивание проектной деятельности:
| |
1.Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного |
2.Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
3.Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося |
4.Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы, а также подготовки простой презентации. Демонстрация умения отвечать на вопросы. |
Разработчик проекта Новикова Татьяна Анатольевна, учитель биологии высшей категории МАОУ «СОШ№55» г. Перми