СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование национального компонента на уроках рус языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование национального компонента на уроках рус языка и литературы»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия Культуры мира» г. Дербент







Доклад


«Использование национального компонента на уроках

русского языка и литературы»














Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия Культуры мира»

Нифталиева Анжелика Гудрединовна






2023 г.

Содержание

Введение …………………………..3

1. Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы ……………………………………………………………………...5

2. Внеклассная работа как путь формирования регионоведческих компетенций школьников …………………………………………………… 10

3. Организация внеурочной деятельности ……………………………….......15

Заключение …………………………17

Список литературы….. …………………………18

Приложения …………………………19





































ВВЕДЕНИЕ



В условиях современного социума все большее значение приобретает высокая интеллектуальная подготовка подрастающего поколения. Немаловажное значение на современном этапе для развития интеллектуальных возможностей обучающихся, систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности приобретает краеведение – всестороннее изучение родного края.

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

На уроках русского языка и литературы мы, учителя, всегда касаемся вопросов патриотического воспитания. Для каждого ученика важно знать свой родной край, его историю, культуру, природу. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.

Сегодня перед школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего родного края, к его культуре, литературе. К.Д.Ушинский отмечал, что «поля Родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Он обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности».

Основными целями внедрения регионального компонента в учебный процесс являются:

- обогащение учащихся новыми знаниями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

- развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде;

- применение знаний и умений в повседневной жизни.

 Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране.

В педагогической деятельности важно использовать формы и методы, способствующие развитию эмоций и чувств учащихся по отношению к родному краю. И таким универсальным средством является игра. Она является необходимым условием развития учащихся и одним из основных средств воспитания и обучения.

Региональный компонент содержания образования по русскому языку и литературе направлен на освоение учащимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Кемеровскую область, отраженного в фольклоре и литературе Кузбасса. Использование регионального компонента в изучении русского языка позволяет рассматривать язык как культурно-историческую среду развития личности.






  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. Это нашло отражение в государственных документах: Закон об образовании РФ, ФГОС  и областной закон об образовании в Кемеровской области.

Главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности. Один из путей ее решения - введение в систему образования, в том числе в уроки словесности, регионального компонента.

Реализация регионального компонента имеет целью формирование функциональной культурной грамотности. В связи с чем ставятся следующие задачи:

- дать основы знаний о регионе;

- раскрыть значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека;

- пробудить познавательный интерес к родному краю;

- сформировать культурологический потенциал;

- сформировать адаптивный тип жизнедеятельности.

Региональный компонент может быть претворен в жизнь, если школьный учитель осознал важность и нужность его, если он проникся желанием помочь ребятам найти свое место в мире, осознать себя. С учетом своих возможностей и местонахождения школы (город, село) учитель может взяться за работу одного направления, одной формы работы. Главное – вызвать интерес к родной земле, к родному языку в разных формах его проявления, в его изменениях, исторических и местных; научить видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном; научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, свой народ, владеющий таким богатым языком, почувствовать, в чем наш язык един с книжным, чем отличается от него.



Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные: составление и разбор предложений, анализ текстов, чтение и анализ стихов, сообщения учащихся, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей.

Формы и методы реализации регионального компонента в преподавании русского языка и литературы могут быть следующие:

  1. Проведение вводных уроков по одной из тем в начале учебного года.

  2. Включение местного материала в уроки по лексике, фонетике,

словообразованию.

  1. Изучение особенностей быта в данном селе, пополнение экспозиций школьного краеведческого музея как основа для творческих работ.

  2. Организация исследовательской работы учащихся, как групповой, так и индивидуальной (например, составление истории слов, вошедших из говора в литературный язык; самостоятельное наблюдение за речью одноклассников, старших жителей села, обработка и анализ собранного материала).

  3. Сбор материала по разным тематическим группам («Названия овощей в нашем селе», «Русская печь», «Старая прялка моей бабушки», «Утюги»).

  4. Подготовка сообщений по материалам произведений, авторы которых – наши земляки.

  5. Сбор материала по топонимике.

  6. Праздник славянской письменности.

  7. Словарная работа, в ходе которой выполняются задания:

- найти в толковом словаре значения указанных слов;

- перевести диалектные слова на современный язык;

- узнать слово по его описанию;

- подобрать синонимы, антонимы к данному слову;

- составить «тематические словарики» и т.д.

10. Работа с «малыми текстами» – выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край».

Наряду с традиционными формами и методами реализации регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности могут использоваться современные технологии:

- личностно-ориентированные технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии проектного обучения;

- технология воспитания духовной культуры молодого поколения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии экологического воспитания;

- технология «Портфолио».

В процессе реализации всех форм учебной работы с использованием

краеведческих материалов у учащихся появляются личные впечатления, усиливающие эффективность всех аспектов воспитания: эстетического, нравственного и гражданского, осмысленного понимания родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру.

Можно проводить с учащимися различные типы занятий при работе с краеведческим материалом:

- самостоятельную работу с книгой и документом;

- заочные экскурсии по родному краю;

- осмотр памятников истории и культуры;

- посещение краеведческих музеев, различных выставок;

- проектную деятельность;

- беседы и встречи с интересными людьми;

- выступления с сообщениями, докладами на уроках;

- научно-практические конференции;

- создание видеофильма;

- фольклорные праздники;

- подготовка публикации в СМИ…

Например, при изучении существительных собственных и нарицательных на уроках рассматриваются особенности кузбасской топонимии, т.е. происхождение названий городов, деревень, рек, озер, улиц нашей области.

При изучении антонимов в разделе «Лексика», детям предлагается написать сочинение-миниатюру на тему «Мое село сегодня и завтра».

При изучении числительных дети подбирают материал и составляют предложения с какими-либо числами, характеризующими район, область.

Богатый языковой материал можно использовать при изучении темы «Словообразование». Это и сложные слова (каменноугольный, Кузбасс, краеведческий и др.), и образование слов, означающих название людей по профессии, по месту жительства и т.д.

Очень много можно использовать пословиц, поговорок, примет из «Народного календаря» для различных видов работ, в том числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений.

Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить

великое множество. Например, «Любимый уголок природы», «Мое село», «Моя улица», «Мой край – Кузбасс», «За что я люблю свой край», «Береги родную природу». Кроме того, «Моя фамилия», «Почему меня так назвали», «Топонимический словарь моей семьи» и т.д.

Такие темы стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы, улицы.

При изучении регионального компонента в курсе литературы множество разнообразных тем. Это и языческая культура народа, и история православия, и мифология, и национальная одежда, и народный календарь и т.п. В разных классах знакомимся с фольклором нашего народа в разных жанрах (сказки, песни, сказания, частушки, поговорки). Здесь хорошо проявляется связь с семьей, так как бабушки и дедушки могут рассказать какую-то не всем известную сказку, вспомнить старинную песню, частушку и т.д.

При изучении «рождественских» произведений: «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского вспоминаем традиции празднования Рождества и Нового года у нас в области и в каждой семье. В каждом классе обязательно читаются стихи и проза кузбасских авторов.

В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся.

Учитель может использовать современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создать условия для формирования самооценки учащихся.

Наш регион — кладезь уникальных мест. Ведь природа Кемеровской

области настолько красочна и живописна, что люди из других регионов и стран приезжают полюбоваться просторами нашего края. Кемеровская область богата людьми, сыгравшими выдающуюся роль в судьбе страны. Наш регион — родина писателей, ученых, исследователей огромного дарования.





  1. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ



«В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду,

такие ценности, которые опирались бы на нашу историю, традиции,

объединяли бы время и поколения»

(В.В. Путин)

Сегодня очень трудно представить школу, главной задачей которой является развитие личности ребенка, без использования регионального материала в содержании образования и воспитания. В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Дети должны знать историю, культуру, традиции своего края. Нужно не только развивать и совершенствовать интеллектуальные особенности детей, но и разбудить их души, умение видеть, слышать, сопереживать и ценить мир, в котором мы живём, а значит дорожить своей Родиной. Эта тема актуальна во все времена существования школы.

Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.

Регионализация может осуществляться через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, конституции специалистов.

Значение внеклассной работы в школе может быть правильно определено лишь при учете тех требований, которые мы предъявляем к внеклассной работе вообще. Вопрос о подобных требованиях, казалось бы, прост и ясен. Однако, на самом деле в решении его - как в теории, так и в практике - нет достаточной четкости. Поэтому представляется нужным высказать здесь ряд соображений. В школьном учебно-воспитательном процессе изучение литературы занимает особое положение, что обусловлено спецификой самой литературы как учебного предмета. Знакомя учеников с художественными произведениями, преподаватель обязательно говорит - и этого почти не случается в преподавании других дисциплин – о людях, их качествах, их отношении к обществу, о дружбе, о любви, различных чертах человеческого поведения. Тем самым словесник учит своих воспитанников разбираться в людях, вырабатывает в них моральные принципы. Литература – это человековедение. Преподавание литературы становится в известном смысле обучением жизни. И никакой иной предмет в школе не может идти в сравнение с литературой по силе своего воспитательного воздействия. Однако воспитание не проходит само собой на уроках. Посредством одних уроков, как бы совершенны они не были, учитель не может решить многих важных задач нравственного воспитания, особенно актуальных сейчас. Перегруженность программы материалами, недостаток времени не позволяет в учебные часы уделять должное внимание тем многочисленным этическим проблемам, которые возникают перед школьниками в связи с изучением литературы. Поэтому учитель, который на деле хочет быть воспитателем, вынужден проводить занятия во внеурочное время.

Внеклассная работа, таким образом, становится органической частью педагогической деятельности учителя-словесника. Следует отметить также, что на уроке, касаясь различных нравственных проблем, ограничиваясь их обсуждением, ответы при этом и сочинения учеников далеко не всегда дают верное представление о том, насколько те или иные мысли стали в действительности убеждениями учеников, принципами их поведения. Конечно, при умелой организации урока в какой-то степени и на нем обнаруживаются глубина характера, личные взгляды ребят на жизнь. Тем не менее, чтобы узнать реальную цену словам о гуманизме, эгоизме, чуткости и т.д., нужно видеть ребят не только на классных занятиях. Качества ученика значительно определеннее раскрываются за пределами урока, в обстановке непринужденной, когда он занят, не учебным, в известной мере необязательным делом, которое к тому же заставляет его вступать в самостоятельный контакт с окружающими. На внеклассных занятиях учитель получает возможность полнее разобраться в характере ученика и решительнее воздействовать на формирование его личности.

Следовательно, по сравнению с уроком, где преобладает "теория", внеклассные занятия могут стать своеобразной "практикой" нравственного воспитания. Но внеклассная работа необходима словеснику не только в воспитательных целях.

Имеется также ряд жизненно важных практических навыков, развитие которых должно происходить под руководством учителя литературы: умение работать с книгой, с каталогами и справочной литературой, навыки сбора и систематизации материала, подготовка докладов и выступлений - этому обучаются дети в той или иной степени в классе. Но действительное закрепление, упрочнение указанных навыков литературной работы достигается еще более широкими и самостоятельными упражнениями. Такими упражнениями может служить внеклассная работа по литературе.

Таким образом, внеклассная работа совершенно необходима как с точки зрения задач воспитания, так и в интересах в обучения. Поэтому она должна стать органическим звеном учебно-воспитательного процесса.

В классе, на уроке учитель обучает и воспитывает всех своих учеников, заботится о нравственном облике, культурном уровне, о развитии специальных навыков и умений не отдельных лишь школьников, а каждого из учеников класса, всех вместе. Внеклассная работа должна, как и урок охватить всех учеников, приобрести массовый характер. Внеклассные занятия по литературе не могут ограничиться кругом талантливых детей, не могут сводиться лишь к кружковой форме. Не меньшее значение, чем массовый характер внеклассных занятий, имеет связь их с занятиями в классе. Внеклассная работа должна быть тесно связана с замечаниями в классе, должна вытекать из них и сливаться с ними.

Допустим, на уроке мы увидим, что какие-то проблемы привлекли особое внимание учеников или, наоборот, не затронули их. Урок не дает нам условий задерживаться на возникших вопросах, не позволяет в связи с ними использовать большой дополнительный материал. Мы поднимаем эти проблемы на внеклассных занятиях и добиваемся, чтобы у ребят утвердилось верное отношение к тем или иным явлениям. Сочетание классных и внеклассных занятий, объединение их в единое целое возможно лишь в том случае, когда внеклассные занятия имеют характер процесса, а не кратковременных мероприятий от случая к случаю, то есть должна быть определенная системность в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Это также одно из важных условий. Внеклассная работа может вестись только на основе добровольности интереса к ней учащихся. А возбудить интерес можно, лишь дав руки каждого живое дело, требующее той активности, той энергии, избыток которой всегда ощущается в детской среде.

Таким образом, внеклассная работа по литературе становится эффективным звеном в учебно-воспитательном процессе и начинает играть действительно серьезную роль лишь при известных условиях, главные из них: массовость охвата знаниями всех учащихся, постоянная и планомерная связь с классной работой, системность и продолжительность, соответствие возрастным особенностям. В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа, но учителя нередко сталкиваются с трудностями, которые мешают осуществлять задуманное. Не в каждой школьной библиотеке есть книги, необходимые для подготовки внеклассных занятий, а иногда нет достаточного опыта их организации.

В настоящее время факультативные занятия, спецкурсы, внеклассные мероприятия по краеведению вошли в практику школ в качестве регионального компонента основной базисной программы. В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края.

Наиболее эффективными формами признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), так и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества. Познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.).

Никакое национальное возрождение, никакая устная передача прогрессивных народных традиций невозможны без приведения в действие фольклорных традиций в воспитательной работе. Участвуя в фольклорных праздниках, шаг за шагом дети погружаются в мир радости, добра, любви; знакомятся с древними обычаями предков, постепенно постигая истинное значение традиции. Система тематических внеклассных мероприятий, выстроенная с учетом национально-регионального компонента, способствует социально-культурной адаптации учащихся в современном мире, позволяет подняться на новый, более высокий уровень приобщения к культуре своего и других народов, изменить представление об историко-литературном процессе России.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Воспитание любви к родному краю,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать”
Д.С. Лихачев



В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент.

Не случайно обращаемся к проблеме использования регионального компонента не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по развитию устной и письменной речи на уроках литературы и русского языка, приходим к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала.

Учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. По стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.

Помимо учебного кабинета, активно используются спортзал, спортивная площадка, библиотека. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок, разучивают с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывают загадки. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом — в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к дополнительным занятиям, оценивают как возможность развития творческих способностей детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо активно использовать региональный компонент в учебно-воспитательном процессе.

Использование материала на основе регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности несет большой объем знаний по различным темам: природа, фольклор, литература, история края, интересные люди.

Национально-региональный компонент образования предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона, с учетом потребностей и интересов местного населения и ориентированного на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона и национальной литературы.

Исходя из вышеизложенного, региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника, как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций, гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре своего региона каждым учащимся, содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры, повысить статус образования как фактора развития региона.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Благова, С.А. Место регионального компонента в современном образовании в условиях ФГОС ООО[Текст] / С. А. Благова. - Смоленск: СГПУ, 2014. - 172с.

  2. Греханкина, Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования [Текст]/ Л.Ф. Греханкина// Педагогика,1999. - №8. С. 30-35

  3. Лыжова, Л. К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л. К. Лыжова // Русский язык в школе. – Москва: Просвещение, 1994. – С. 11-14

  4. Использование регионального компонента на уроках русского языка [Электронный ресурс]/ сост. Несмашная Н.Г . – режим доступа: http://informio.ru

  5. Реализация национально-регионального компонента в общеобразовательном учреждении [Электронный ресурс]/ сост. Маляревская, И.А . – режим доступа: : http://urok/1sept.ru

  6. Славная история Кузбасса в играх: сборник интеллектуально-познавательных игр краеведческой направленности [Текст] / сост. Т.В. Спицына; под редакцией Т.И. Варовой. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2020. – 49 с.

  7. С любовью к Кузбассу: реализация регионального компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности обучающихся: методические материалы [Текст] / сост. И.В. Ащеулова, И.Г. Вертилецкая. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2020. – 189 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 [Электронный ресурс] . – режим доступа: http://минобрнауки.рф/dokuments. – 988с.

  9. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ (ред. от 13.07.2015 ) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 24.07.2015).