СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нейропсихологических приемов в практике логопеда (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлен опыт применения нейропсихологических приемов на логопедических занятиях с дошкольниками в условиях логопункта.

Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических приемов в практике логопеда (из опыта работы)»

Использование нейропсихологических приемов в практике логопеда

(из опыта работы)


Правильно организованное обучение ведет за собой развитие

Л. С. Выготский


Одной из актуальных проблем для нашего ДОУ является увеличение количества детей с речевыми нарушениями. В последнее время наблюдаю, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились: во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа, во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. При наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы.

  Оптимизация содержания логопедических занятий в детском саду, не имеющем специализированных групп, в рамках реализации ФГОС обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций.

Одним из новых направлений в коррекционно – развивающем обучении является нейропсихологическая коррекция.

Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) - комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Изучая опыт коллег, анализируя публикации по проблеме, сделала вывод, что в настоящее время нейропсихологическая коррекция пользуется большим спросом, поскольку является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе. Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего дошкольного возраста.

В своей практике нейрокоррекцию начала проводить, применяя комплексы двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции как индивидуально, так и в групповой форме.

В целях коррекции произносительной стороны, развития фонематического слуха и восприятия, формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте использовала следующие нейропсихологические приёмы:

Упражнение № 1 «Шаги».

Цель: Учить слухо–произносительной дифференциации звуков [С] и [З]; развивать фонематическое восприятие.

Проговаривание (чтение) слогов, слов на шаг (шепотом, вслух).

ЗА – СА ЗЯ - СЯ

ЗО – СО ЗЁ - СЁ

ЗУ – СУ ЗЮ - СЮ

ЗЫ – СИ ЗЕ - СЕ

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.

ЗА – топнуть, СА - хлопнуть

ЗО – топнуть, СО - хлопнуть

ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть

В этих упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.

Упражнение № 2 «Слоговые ряды».

Цель: Закрепить правильное произношение  звуков [Б] и [Б’]; развивать фонематический слух, дифференцируя твердые и мягкие согласные; закрепить образ буквы Б; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, динамическую координацию рук в процессе выполнения одновременно организованных движений; внимание, память, логическое мышление.

  1. Перед ребёнком выкладываются в ряд цветные карточки со слогами:

БА БЯ БО БЁ БУ БЮ БЫ БИ БЭ БЕ

Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки вверх или вниз, произнося слог вслух.

  1. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги двух рядов.

Упражнение № 3 «Знаток слов».

Цель: Вызвать у детей интерес к звуковому анализу слов; способствовать закреплению зрительного образа букв, профилактике дисграфии; развивать внимание, память, логическое мышление, самоконтроль.

Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.

Упражнение № 4 «Барабанщик»

Цель: Развивать слуховой анализ, произносительные умения; закреплять зрительно-двигательный образ каждого графического элемента (буквы); закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слов; развивать внимание, память, самоконтроль.

Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Р. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово (выложить схему).

(стук)АК, ПА(стук), (стук)ОЗА.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль. Поэтому дошкольникам можно предложить работу с мандалами-раскрасками:

Упражнение № 5 «Художник»

Цель: коррекция и нормализация лексико-грамматического строя речи, коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, воспитание терпеливости и аккуратности, стимуляция творческого потенциала.

Большое количество упражнений, представленных в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям.

Практика применения нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с дошкольниками-логопатами позволяет сделать вывод: их использование повышает интерес и мотивацию детей к занятиям, у дошколят развиваются когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние, что в свою очередь повышает эффективность и качество коррекционной работы.


Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. П., 2008.

  3. Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.

  4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.

  5. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. П., 2008.