Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Учитель-логопед МБДОУ
Детский сад №1 г. Бокситогорска
Камкина А.В.
Нейропсихология
это сравнительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии.
- Предмет нейропсихологии – исследование связей между работой мозга и происходящими психическими процессами.
- Соответственно, нейропсихологическая гимнастика – это специальные комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения.
Направления нейропсихологических упражнений
-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
-активизация речи;
-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
- НейроИгры - это эффективная методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе, повышается мотивация и работоспособность, формируется самоконтроль за речью, звуки быстрее автоматизируются.
Нейроигры – это различные телесноориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры:
- Активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности
- Развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций
- Развитие межполушарного взаимодействия
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:
1.Этап постановки звука – выполнение артикуляционной гимнастики.
2.Этап автоматизации звука:
- в слогах
Цепочка слоговой структуры на переключаемость и автоматизацию поставленного звука.
- в словах
Пройди дорожку, называя слова. Двигайся по картинкам пальцами обеими руками одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра)
- в словах, предложениях - Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Двуручное рисование
Межполушарные доски
-
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Нейродорожки
Нейролабиринты
Кинезиологические упражнения
«Кулак – ребро –ладонь»
«Ухо – нос»
«Спирограф»
«Нейрогимнастика»
«Нейробалансир»
«Зеркальное рисование»
Кинезиологические упражнения
Покажи
«Кулак – ребро –ладошка»
«Пальчик - кулачок»
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Упражнение «Стол - стул»
«Перекресток»
Игра «Хлопни, топни,стукни»
Одновременно двумя руками показ символов
Одновременно двумя руками показ жестов и прохождение лабиринта
Нейроигры с пинцетом
Автоматизация звуков с переключением и сменой поз руки.
Автоматизация звуков с переключением и сменой поз руки.
- Используются как карточки, так и деревянные «ладошки».
3. Этап дифференциации звуков. -в слогах
Ребенок меняет жесты пальцев, проговаривая слоги со звуками, например Ш-С.
-в словах с переключением и сменой поз руки.
Игры с су-джок мячами.
- 1 вариант: на звук Ш отбивай мяч подкидывай вверх, на звук С мяч вниз.
- 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.
Игры со сменой рук.
- Игра «Картинка в руке?»
- Например, если в слове есть звук [Л], поднять левую руку, а если в слове звук [Р], поднять правую руку.
- Если оба этих звука – обе руки.
Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам.
Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей.
Спасибо за внимание!