СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нейропсихологических упражнений по развитию мелкой моторики на занятиях учителя и воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение методов с нейропсихологической основой является эффективным способом развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и может применяться как учителем-дефектологом, так и воспитателями.

Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических упражнений по развитию мелкой моторики на занятиях учителя и воспитателя»

«Использование нейропсихологических упражнений по развитию мелкой моторики на занятиях учителя и воспитателя»



Успех коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании коррекционного воздействия в учебно-воспитательный процесс.

Пятиминутки, о которых пойдет речь, могут быть использованы воспитателями и учителями в разных ситуациях и различных видах деятельности, в том числе и во время проведения непосредственной образовательной деятельности. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей.

Применение методов с нейропсихологической основой является эффективным способом развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и может применяться как учителем-дефектологом, так и воспитателями.

Нейропсихология – это современная наука о мозговой организации психических процессов. Она изучает то, как особенности развития мозга человека влияют на его личность и поведение. Особую популярность у родителей последнее время получили занятия с нейропсихологами. Учителя- дефектологи и воспитатели могут использовать нейропсихологические методы, подходы и игры в своей деятельности.

С помощью специального комплекса двигательных упражнений, с использованием нейропсихологического подхода, ребенок обучается чувствовать свое тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и четко. В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:

  1. Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребѐнка;

  2. Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности;

  3. В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.

Наконец, пока ребѐнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребѐнку в любой ситуации.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

 «Колечко 1».

Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок.   Задание сначала нужно сделать пальцами одной  руки, затем другой. Усвоив алгоритм,     движения выполняют синхронно обеими руками.



 «Колечко 2».

Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.

 

 «Кулак – ребро – ладонь».

Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно (до десяти раз).



  «Лягушка».

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

 

«Лезгинка».

 Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу.

 

«Ухо – нос ».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!





«Крючки».

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Речевое сопровождение:

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

 

«Бабочка».

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Речевое сопровождение:

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.



Перечисленные упражнения учителя-дефектологи и воспитатели могут применять в своей работе постоянно, как во время учебной деятельности с детьми, так и в режимных и игровых моментах.

В заключении, хотелось бы отметить, что правильное и эффективное взаимодействие специалистов оказывает положительное влияние на состояние детей, что позволяет создать благоприятные условия для дальнейшего развития и обучения детей в школе.