«Использование нейропсихологических упражнений по развитию мелкой моторики на занятиях учителя и воспитателя»
Успех коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании коррекционного воздействия в учебно-воспитательный процесс.
Пятиминутки, о которых пойдет речь, могут быть использованы воспитателями и учителями в разных ситуациях и различных видах деятельности, в том числе и во время проведения непосредственной образовательной деятельности. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей.
Применение методов с нейропсихологической основой является эффективным способом развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и может применяться как учителем-дефектологом, так и воспитателями.
Нейропсихология – это современная наука о мозговой организации психических процессов. Она изучает то, как особенности развития мозга человека влияют на его личность и поведение. Особую популярность у родителей последнее время получили занятия с нейропсихологами. Учителя- дефектологи и воспитатели могут использовать нейропсихологические методы, подходы и игры в своей деятельности.
С помощью специального комплекса двигательных упражнений, с использованием нейропсихологического подхода, ребенок обучается чувствовать свое тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и четко. В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:
Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребѐнка;
Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности;
В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.
Наконец, пока ребѐнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребѐнку в любой ситуации.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Колечко 1».
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
«Колечко 2».
Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.
«Кулак – ребро – ладонь».
Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно (до десяти раз).
«Лягушка».
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
«Лезгинка».
Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу.
«Ухо – нос ».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
«Крючки».
Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.
Речевое сопровождение:
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце,
Со всеми нами.
«Бабочка».
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
Речевое сопровождение:
Бабочка-коробочка, улетай под облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
Перечисленные упражнения учителя-дефектологи и воспитатели могут применять в своей работе постоянно, как во время учебной деятельности с детьми, так и в режимных и игровых моментах.
В заключении, хотелось бы отметить, что правильное и эффективное взаимодействие специалистов оказывает положительное влияние на состояние детей, что позволяет создать благоприятные условия для дальнейшего развития и обучения детей в школе.