СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нестандартных уроков в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из своего опыта работы выделяем два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход характеризуется как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов

Просмотр содержимого документа
«Использование нестандартных уроков в начальной школе»

Использование нестандартных уроков в начальной школе

Из своего опыта работы выделяем два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход характеризуется как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся.

 Второй подход трактует нестандартные уроки как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе.

Нестандартные уроки выполняют следующие педагогические функции:

1)          развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их способности и возможности;

2)          позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;

3)          развивают творческие способности учащихся;

4)          способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;

5)          являются хорошим средством от информационной перегрузки.

Проведение нестандартных уроков свидетельствует о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Нестандартные уроки отличаются от традиционных дополнительным фантазийным элементом, способствующим вызвать интерес и стремление к мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску решения проблем.

Можно выделить четыре важных черты, отличающих нестандартный урок от традиционного:

1)           это отступление от основной дидактической структуры урока;

2)           отступление от сложившихся «линий организационных изменений в аспектах группировки обучаемых, взаимодействия учащихся друг с другом, взаимодействия учителя с учащимися»;

3)           отступление от монопредметного содержательного наполнения урока;

4)           отступление от задействования на уроке преимущественно учебного вида деятельности в пользу исследовательской, дискуссионной, творческой, игровой.

Анализируя свой многолетний опыт работы с детьми позволил выделить несколько типов классификаций нестандартных уроков: уроки-деловые игры; уроки-пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки-КВН; театрализованные уроки; компьютерные уроки;  уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения; уроки-творческие отчеты и другие.

Чаще такие уроки бывают обобщающими, закрепительными, на них подводят итоги пройденного материала. Большой объём работы представлен в игровой – занимательной форме, что не вызывает особого напряжения и утомления учащихся на уроке. Учитель вправе делать коррективы в проведение урока: вносить изменения, дополнения, сокращения. Когда предложен большой объём материала, учителю есть из чего выбрать и что скомпоновать для своего классного коллектива, учитывая уровень подготовки своих учащихся. Иногда в конце урока или в приложении даётся дополнительный материал, который учитель может ввести в данный урок или использовать его на других уроках.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Метод нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Нестандартные уроки в начальной школе занимали и занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Данная форма всегда является выигрышной, т. к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект – субъектные отношения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!