Использование нестандартных уроков в начальной школе
Из своего опыта работы выделяем два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход характеризуется как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся.
Второй подход трактует нестандартные уроки как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе.
Нестандартные уроки выполняют следующие педагогические функции:
1) развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их способности и возможности;
2) позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;
3) развивают творческие способности учащихся;
4) способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;
5) являются хорошим средством от информационной перегрузки.
Проведение нестандартных уроков свидетельствует о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Нестандартные уроки отличаются от традиционных дополнительным фантазийным элементом, способствующим вызвать интерес и стремление к мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску решения проблем.
Можно выделить четыре важных черты, отличающих нестандартный урок от традиционного:
1) это отступление от основной дидактической структуры урока;
2) отступление от сложившихся «линий организационных изменений в аспектах группировки обучаемых, взаимодействия учащихся друг с другом, взаимодействия учителя с учащимися»;
3) отступление от монопредметного содержательного наполнения урока;
4) отступление от задействования на уроке преимущественно учебного вида деятельности в пользу исследовательской, дискуссионной, творческой, игровой.
Анализируя свой многолетний опыт работы с детьми позволил выделить несколько типов классификаций нестандартных уроков: уроки-деловые игры; уроки-пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки-КВН; театрализованные уроки; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения; уроки-творческие отчеты и другие.
Чаще такие уроки бывают обобщающими, закрепительными, на них подводят итоги пройденного материала. Большой объём работы представлен в игровой – занимательной форме, что не вызывает особого напряжения и утомления учащихся на уроке. Учитель вправе делать коррективы в проведение урока: вносить изменения, дополнения, сокращения. Когда предложен большой объём материала, учителю есть из чего выбрать и что скомпоновать для своего классного коллектива, учитывая уровень подготовки своих учащихся. Иногда в конце урока или в приложении даётся дополнительный материал, который учитель может ввести в данный урок или использовать его на других уроках.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Метод нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Нестандартные уроки в начальной школе занимали и занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Данная форма всегда является выигрышной, т. к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект – субъектные отношения.