ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В современной школе большое значение имеет не только основная форма обучения – урок, но и применение нетрадиционных методов. Нетрадиционная форма обучения приближает школьные занятия к жизни, реальной действительности. В наше время учителя разных предметов ищут разные способы «оживления» урока , привлечение учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения учебного материала. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает в два раза.
Результаты многочисленных исследований Б.П.Есипова, М.Н. Скаткина, М.А. Данилова, В.А. Онищук, Г.Д. Кириловой, М.М. Махмутова и других дают основания утверждать, что наиболее эффективен не урок, а работа совокупности разнообразных форм обучения, в том числе и нетрадиционные методы проведения урока. Для преодоления схоластики и механического запоминания изучаемого материала Я.А. Коменский предлагал учителю строить урок таким образом, чтобы «дети не могли не понять его», он должен заинтересовать их, следить за активностью всего класса. С середины 70-х гг. в советской школе выявилось опасная проблема снижения интереса школьников к занятиям. На проблему массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными формами уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду[2, c.6].
В толковом словаре В. Даля означает «традиционный» от латинского условно принятый, обычный. Поэтому нетрадиционный редкость. Говоря о формах, мы имеем в виду необычные формы организации образовательного процесса. Появление таких форм оправдывается развитием, совершенствованием твердой формы. Изменчивость формы приводит к изменению времени, классных рамок, и может относиться только к построению урока. То есть нетрадиционные формы организации образовательного процесса могут соответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычный урок, а сингулярность таких занятий проявляется в виде урока, основанного на творческом воображении детей и воображении учителя.
Для многих учителей рамки традиционного обучения узкие, и они ищут способы выйти за рамки этого и улучшить процесс обучения. Если учитель пытается сделать урок ярким, эмоциональным, передать учебный материал каждому ученику, опираясь на непроизвольное внимание, а сами ученики-на активацию творческого процесса, то, как правило, возникают нетрадиционные классовые формы. Инновационная работа учителей по совершенствованию учебного процесса привела к созданию нетрадиционных форм образования[4,c.304].
Организация процесса обучения осуществляется не только посредством стандартных форм, есть также и нестандартные формы обучения. Нестандартными они называются ввиду того, что кардинально отличаются от привычных. Разработка нетрадиционных форм и внедрение их в образовательный процесс обусловлено тем, что получение знаний само по себе является сложным процессом, который требует постоянной выработки способов и средств повышения эффективности получения знаний. В мире образования всегда необходимо быть открытым к инновациям.
Нетрадиционные формы обучения используются педагогами в том случае, когда традиционные формы не дают необходимого учебного результата, либо он слишком низкий. Данные формы сочетают в себе разнообразные формы и приемы, которые разительно отличаются от привычных классических форм обучения. Нетрадиционные формы обучения относятся к современным формам. Это связано с тем, что ранее в образовании были приемлемы только традиционные формы, а все отличные от них были недопустимы для внедрения в образовательный процесс.
Нетрадиционные формы обучения, как правило, реализуются в функции контроля образования после изучения одного предмета или нескольких предметов. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Такое изменение привычной ситуации целесообразно, поскольку создает праздничную атмосферу, когда подводят итоги работы, снимает ментальный барьер, возникающий в традиционных условиях, из страха ошибиться. Нетрадиционные формы обучения проводятся с обязательным участием всех учащихся группы/класса и реализуются с непременным использованием средств слуха и зрения. На таких уроках можно достичь самых разнообразных методических, педагогических и психологических целей, которые можно суммировать следующим образом:
-осуществляется контроль знаний, умений и способностей учащихся по тому или иному предмету;
-обеспечивает рабочую атмосферу, серьезное отношение учащихся к занятиям;
-существует минимальное участие учителя в уроке[1,c.10].
Большое значение в активизации познавательной деятельности младших школьников имеют игровые моменты, которые составляют элемент развлечения в образовательном процессе, помогают снять усталость и напряжение в классе.
Сегодня человеку как личности уделяется все больше внимания-его сознанию, духовности, культуре, морали, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, нет сомнений в крайней важности, настоятельной необходимости такого образования подрастающего поколения, при котором в среднюю школу вошли бы образованные интеллектуалы со знанием основ науки, общей культуры, способностью мыслить самостоятельно и гибко, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
Нестандартный урок-это импровизированная тренировка, имеющая нетрадиционную (неспецифическую) структуру.
Мнения учителей о нестандартных занятиях различаются: одни считают их прогрессом педагогической мысли, правильным шагом к демократизации школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным уходом учителей под давлением ленивых учеников, не желающих и не умеющих серьезно работать.
Нетрадиционные формы обучения, как правило, реализуются после изучения одного предмета или нескольких предметов и выполняют функции образовательного контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Такое изменение привычной ситуации целесообразно, поскольку создает праздничную атмосферу, когда подводят итоги работы, снимает ментальный барьер, возникающий в традиционных условиях, из страха ошибиться. Нетрадиционные формы обучения проводятся с обязательным участием всех учащихся группы/класса и реализуются с непременным использованием средств слуха и зрения[3,c.408].
Методически очень эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и образования учащихся являются урок-выступление, урок-праздник, видео-урок, Урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Нетрадиционные формы обучения дают возможность не только пробудить интерес учащихся к предмету, но и развить их творческую независимость и научить их работать с различными источниками знаний.
Такие формы занятий "снимают" традицию урока, оживляют мысль. Однако следует отметить, что к таким формам организации образовательного процесса слишком часто прибегают, поскольку нетрадиционные могут быстро стать традиционными, что в конечном итоге приведет к снижению интереса учащихся к предмету.
При выборе форм нетрадиционного обучения мы учитывали уровень подготовки учащихся, специфику и сложность материала.
Следует отметить, что нетрадиционные формы обучения обогащают учащихся новыми впечатлениями, привлекательность занятий дают положительный психологический климат в классе, создают, чтобы научиться лучше запоминать генетического материала из темы способствуют голосовой активности и самостоятельности учащихся и развивать, прежде всего, формирование целей обучения осуществить повышение мотивации студентов, активизировать память и развивать личность ребенка.
Таким образом. нетрадиционные методы активного обучения улучшают качество занятий, заменяют традиционные формы организации занятий, вовлекают учащихся в "предложение статуса" усиливает "личное участие" каждого ученика в происходящем в классе, создает общий стимул для деятельности, учит студентов работать с книгой, способствует самореализации, творчеству, автономии и, следовательно, мотивации уроков.
Список литературы
Варламова, Г.Г. Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных интересов. Урок - лабиринт //Начальная школа. - 2008. - № 10. - C. 10-14.
Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9122/ (дата обращения: 03.11.2019).
Мельникова, E.Л. Нетрадиционный урок или как открывать знания c учениками./ E.Л. Мельникова - M.: АПК и ПРО, 2009. - 137 c.
Селевко, Г.K. Современные образовательные технологии./ Г.K. Селевко - M.: Народное образование, 2008. - 256 c.
Сластенин, B.A. Педагогика/ B.A. Сластёнин. - M.: Школа-Пресс, 2007. - 329 c.