Методическая разработка «Использование новых технологий в музыкально-ритмической деятельности»
Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс совместной деятельности наиболее эффективен в том случае, если ребенок внимателен и активен. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость и удовольствие. Чтобы этот опыт принес ребенку пользу, он должен иметь для него смысл.
Педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей.
Цель данного методического объединения: повысить профессиональную компетентность музыкальных руководителей посредством овладения современными технологиями в музыкально-ритмической деятельности.
Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взгляд современные технологии музыкального развития детей, которые можно использовать в музыкально-ритмической деятельности с детьми.
Технология «Хор рук».
«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь).
Использование данной технологии направлено на развитие:
-координационной свободы движения,
-чувства ритма,
-внимания,
-ансамблевой слаженности,
-способности к двигательной импровизации.
Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих — «дирижеров».
Предварительно дошкольники прослушивают музыкальное произведение. Далее идет обсуждение услышанного материала, высказываются о его характере, музыкальном образе. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего — «дирижера», «вторую» — другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего — «дирижера».
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в работу с технологией, можно начать работу с «одноголосия», т.е. поначалу дирижером выступает взрослый, а ребята являются хором, повторяя движения. Затем, место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
После того, как ребята с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь ребята делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем уже дети самостоятельно выступают в роли дирижеров.
Для более глубокого восприятия и творческого воображения ребят можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.). На усмотрение фантазии педагога и ребят.
Особенностями технологии является то, что она может: Применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста, в зависимости от поставленных задач.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому
ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Её применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия
Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
Если комментировать некоторые исполняемые жесты, то данную
технологию можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли
ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и с коррекционными.
Эвритмия
В настоящее время всё более активно в совместной музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия — искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.
Цель эвритмии — развитие культуры движения детей дошкольного возраста. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве. Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Её основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером, основателем Вальдорфской педагогики.
Направления эвритмии: гигиеническая; лечебная, педагогическая.
С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:
— жизненные силы ребенка,
— развить ловкость,
— концентрацию внимания,
— улучшить мелкую моторику,
— координацию движения,
— развить правильное переживание пространства,
— правильную речь,
— мышление.
Эвритмическая совместная музыкальная деятельность в детском саду проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Эвритмическая совместная музыкальная деятельность включает следующие этапы:
Подготовка пространства и костюмов.
Необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение. Создание доверительной атмосферы и успокоение.
Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.
Музыкально-ритмический круг.
Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
-ритмические игры;
-блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и --равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
-блок развития мелкой моторики;
-пространственная ориентация;
-социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей — всей группы -как единого коллектива;
-импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
-народные игры.
Завершение совместной музыкальной деятельности.
Эвритмическая совместная музыкальная деятельность завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди — «закрыть все замочки».
Мнемотехника
Мнемотехника – это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в работе эффективен при разучивании музыкально — ритмических движений на музыкальных занятиях.
Цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкально – ритмических движений. Суть заключается в следующем: на каждую смену танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком. В мнемосхемах, мнемотаблицах лучше использовать картинки с изображением человечков с разным положением рук и ног, так же разноцветные мнемосхемы, передающие детям настроение танца. Изображение должно быть простым и понятным детям, и вызывать у них наглядную ассоциацию, не отвлекая лишними деталями.
Рефлексия.
Подведение итога. Перед педагогами расположена «волшебная» шляпа. В ней находятся листочки с посланиями, которые вытягивает каждый участник, читает и дополняет.
«Я буду применять в своей работе…..»
«Технологией………… я уже пользуюсь»
«Мне понравилось….»
«Технологию….. не буду применять, потому что…..»
«Для себя я отметила….»
«Меня заинтересовало больше всего….»