СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование оборудования «Точки роста» в преподавании биологии, как средства повышения познавательного интереса к предмету»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование оборудования «Точки роста» в преподавании биологии, как средства повышения познавательного интереса к предмету»»

Вадский муниципальный район

МАОУ «Дубенская ООШ»











Обобщение опыта



«Использование оборудования

«Точки роста» в преподавании биологии, как средства повышения познавательного интереса к предмету»













Учитель биологии МАОУ

«Дубенская ООШ»: Рыбина В.В.











2024 г.

В современном образовательном процессе широко применяются различные технологии обучения. Не смотря на это часто приходится сталкиваться с проблемой недостаточного познавательного интереса к предмету и низкой учебной мотивацией обучающихся. Поэтому актуальным сегодня становится использование инновационных средств обучения на уроках биологии, к которым можно отнести использование оборудования «Точки роста».

Оснащение общеобразовательных школ современным цифровым оборудованием стало возможным благодаря национальному проекту «Образование» и является материальной базой реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Это открывает новые возможности в урочной и внеурочной, внеклассной деятельности и является неотъемлемым условием формирования высокотехнологичной среды школы, без которой сложно представить современный образовательный процесс.

В нашу школу поступило разнообразное оборудование, но из качественно нового, которое вызывает наибольший интерес у обучающихся и мотивирует на познавательную деятельность, можно отметить цифровые датчики L-micro ( pH, электропроводности, температурный) и световые микроскопы Левенгук с верхней и нижней подсветкой, позволяющие исследовать более разнообразные биологические объекты. Поэтому, в моей работе опираюсь именно на них.

Цель работы:

создание условий для повышения мотивации и познавательного интереса к изучению биологии посредством использования в образовательном процессе оборудования «Точки роста»

Задачи:

1. Изучить возможности применения оборудования«Точки роста» в учебном процессе.

2. Освоить способы работы с оборудованием.

3. Внедрить работу с оборудованием «Точки роста» в учебный процесс.
4. Наладить поиск новых возможностей использования оборудования.


С этим оборудованием я работаю три года. За это время выяснилось, что цифровые датчики можно использовать при изучении следующих тем на уроках биологии.

Датчик pH

«Семейства класса двудольных» (7 кл.) - исследование рН почвенного раствора .

«Особенности строение и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников» (7 кл.) - исследование рН почвенного раствора.

«Питательные вещества и пищевые продукты питания и его значение» (9 кл.) - исследование рН напитков.

«Пищеварение в ротовой полости» (9 кл.) – исследование рН слюны.

Датчик температуры

«Пищеварение в ротовой полости». Практическая работа «Исследование действия слюны на крахмал» (9 кл.) - исследования влияния разных температур на действие фермента.

Датчик электропроводности

«Среда обитания человека и её факторы» (9кл.) – измерение электропроводности водопроводной воды, с целью выявления её жёсткости.


Особенно хочется отметить урок «Семейства класса двудольных» в 7 классе с необычным применением датчика рН. На этом уроке ребята исследуют не только традиционные характеристики семейств (строение цветков, соцветий, вид плода, представителей семейств), но и предпочитаемые кислотности почв. Исследуют солевой почвенный раствор почвы школьной клумбы, где растут представители сложноцветных: цинии и бархатцы. Делают вывод о том, что пригодна почва для выращивания этих растений или нет.

Микроскоп Левенгук позволяет проводить исследования биологических объектов при изучении следующих тем, представленных в Федеральной рабочей программе:

5 класс

  1. Цитология – наука о клетке. Лабораторная работа «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)»

  2. Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа»

6 класс

  1. Растительная клетка, ее изучение. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи»

  2. Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)»

  3. Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа «Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. Изучение микропрепарата клеток корня»

  4. Строение стебля. Лабораторная работа «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате)»

7 класс

  1. Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа «Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и хлореллы)»

  2. Бактерии - доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Лабораторная работа «Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах)»

  3. Плесневые и дрожжи. Практическая работа «Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов»

8 класс

  1. Ткани животных. Органы и системы органов животных. Лабораторная работа «Исследование под микроскопом готовых микропрепаратов клеток и тканей животных»

  2. Общая характеристика простейших. Лабораторная работа «Исследование строения инфузории-туфельки и наблюдение за её передвижением. Изучение хемотаксиса»

  3. Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Многообразие простейших (на готовых препаратах)»

9 класс

  1. Типы тканей организма человека. Практическая работа «Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах)»

  2. Состав крови. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение)»


Кроме представленных выше тем, в своей работе микроскоп также использую и на других уроках, что позволяет ещё больше повысить интерес к изучению биологии, так как эти исследования находят большой эмоциональный отклик у ребят.

6 класс. Химический состав клетки. Лабораторная работа «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении»–рассматривание под микроскопом зёрен крахмала.

6 класс. Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Исследование строения корневища, клубня, луковицы»– рассматривание под микроскопом зёрен крахмала.

7 класс. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа «Изучение строения цветков»– рассматривание под микроскопом тычинок и пестиков, изучение пыльцы.

8 класс. Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Практическая работа «Исследование внешнего строения насекомого (на примере майского жука или других крупных насекомых-вредителей)»– изучение строения фасеточного глаза насекомого.

9 класс. Кожа и ее производные. Практическая работа «Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи»–рассматривание под микроскопом волоса человека.


Внеурочная деятельность по предмету представлена кружком «Юный биолог». Данная программа направлена на формирование у обучающихся стойкой мотивации к изучения биологических наук, формирование осознанного отношения к миру живой природу, развития познавательного интереса, повышение образовательного уровня.

На занятиях обучающиеся отрабатывают навык работы с микроскопом Они работают и с готовыми микропрепаратами, и изготавливают их самостоятельно. Интересными и познавательными для обучающихся являются различные эксперименты. На одном из занятий дети знакомятся с устройством одноклеточных организмов - грибов, проводят эксперименты, чтобы убедиться, что дрожжи любят сладкую питательную среду, наблюдают за их поведением, узнают, какая температура необходима дрожжам для их размножения. Кроме этого, обучающиеся исследуют имеющиеся в постоянном пользовании дома продукты: сахар, соль, мёд, хлеб, картофель и другие.


Заключение. Таким образом, внедрение в процесс обучения и активное использование цифровой лаборатории L-micro и микроскопов Левенгук на базе центра «Точка роста» способствует повышению мотивации к изучению биологии. Доказательством тому служит выбор предмета для сдачи основного государственного экзамена, хорошие результаты в школьном

школьный этап (биология)

2020-2021

2021-2022

2023-2024

2024-2025

2 победителя,

2 призёра

2 победителя,

1 призёр

2 победителя

2 победителя,

1 призёр




и муниципальном (1 победитель) этапах Всероссийской олимпиады школьников.

4