Использование опорных лексических таблиц на уроках английского языка при работе с детьми с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей.
Изучив индивидуальные особенности обучающихся, появляется возможность планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимального увеличения самостоятельной деятельности учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно-речевую активность. Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Содержание предмета английский язык в классах с детьми ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам деятельности для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение). Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума.
В своей работе при планировании урока целесообразным считаю следующее:
уменьшать объем изучаемой лексики (отбирать только наиболее широко используемые и значимые лексические единицы);
выбирать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования;
снизить требования к изучению иностранного языка:
оценивать обучающихся не столько по достигнутым учебным результатам, а больше по личностным УУД, познавательным УУД т.е. старание и усилия учащихся, личностные продвижения и успех.
В основе обучения детей с ОВЗ необходимо использовать обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо применять как средство обучения. Исходя из собственного опыта можно сказать, что дети с ОВЗ испытывают определенные трудности при усвоении лексического материала, синтаксических конструкций и их использовании в устной речи; у них затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенная речь ими не воспринимается и не осваивается, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Поэтому на своих уроках английского языка при работе с детьми с ОВЗ стараюсь чаще использовать карточки с опорными лексическими таблицами. Особенно это актуально при работе с детьми младшего школьного возраста.
Данные опорные лексические таблицы помогают учащимся вспомнить лексические единицы по определенной теме, а также систематизировать изученный материал. Данные таблицы способствуют закреплению и отработки лексических навыков по теме, не вызывая особых затруднений. Это происходит потому, что все необходимые лексические единицы по теме в таблице уже представлены. Работа ученика состоит лишь в том, чтобы вспомнить требуемые, использовать их в словосочетании. Опора в виде набора слов необходима таким ученикам. Они не испытывают дискомфорт при решении подобных задании и выполняют их с большим желанием и интересом. Ниже представлены примеры лексических опорных таблиц для учащихся разных классов по разным темам.
Таблица 1 (Тема «Моя семья», «Притяжательные местоимения», «Степени сравнения прилагательных», 4 класс, УМК «УМК «English»)
Article\ pronouns | adjectives | Nouns\ adjectives | nouns |
A | Big | Family | Tree |
An | Small | Brother | Garden |
The | Elder | Sister | House |
My | Old | Mother | Home |
His | Young | Father | Photos |
Her | Funny | Me | Album |
Our | Happy | Granny | Bag |
Their | - | Grandpa | - |
Задание к таблице 1 - запиши данные словосочетания на английском языке:
Таблица 2 (Тема «Животные», 4 класс, УМК «English»)
an ostrich | an alligator | a shark | a giraffe | a humming bird |
| | | | |
Задание к таблице 2 – рассмотри картинки, найди название каждого животного в таблице и соедини его с картинкой.
Таблица 3 (Настоящее длительное время (Present Continuous), 4 класс, УМК «English»)
pronouns | Вспомагательный глагол to be в наст.в. | Причастие наст.в. смыслового глаг. | Вспомогательные слова |
I | am | reading | now at the moment |
You | are | playing |
He | is | jumping |
She | working |
It | talking |
We | are | dancing |
They | singing |
В отрицательных предложениях за вспомогательным глаголом следует отрицательная частица not.
В вопросительном предложении вспомогательный глагол выносится на место перед подлежащим, а значимый глагол остается после него.
Задание к таблице 3 – составьте следующие предложения на английском языке:
Она читает сейчас.
Мы играем в данный момент.
Я танцую сейчас.
Они не работают в данный момент.
Он играет сейчас?