Использование песен на уроках английского языка Мотивация учащихся является неотъемлемым фактором в изучении иностранному языку. Ведь в процессе обучения важны как знания, так и впечатления, с которыми учащиеся уходят с урока. А впечатления зависят всецело от разнообразия урока, его живости и яркости. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся является музыка. Использование песен в обучении английскому языку имеет ряд преимуществ: усвоение и расширение лексического запаса, активизация уже знакомой лексики, совершенствование навыков произношения, активизация языковой деятельности и грамматических конструкций, содействие сплочению коллектива, создание благоприятной психологической атмосферы, повышение эмоционального состояния, поддержание интереса к изучению английского языка. Песни должны быть современными, что больше отражает заинтересованность учащихся, мелодия и слова должны быть доступны. Песня может являться релаксацией на уроке, она поможет снять напряжение и усталость. Учащиеся будут петь эти песни не только на уроке, но и за пределами школы для своего удовольствия, что немаловажно.
На уроке песни чаще всего используются для:
1. Фонетической зарядки на начальном этапе обучения. Здесь я, в основном, использовал короткие детские песни типа “ABC song”, “Happy Birthday” "Old McDonald had a farm", "Clap your hands", “What is your name?”, “You put your right hand in” и другие.
2. Для более прочного закрепления лексического и грамматического материала. Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы, например: ”; Politics — "Wind of change"; Drugs “Hotel California” (Eagles); Teenagers “Numb” (Linking Park), Appearance “I’ve got two eyes”
Также введение песни может быть органически связанно с изучением грамматической темы, например: Present Simple - песни из к/ф "Love Story"; Present Progressive – “I’m sitting in the morning”, Complex Object "I saw you dancing", Past Simple — "Lady in Red" (Chris de Burg); Past Simple — "Yesterday", “Hotel California” (Eagles), оборот there is - "Girl" (Beatles) и др.
3. Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.
4. Как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Это детские песни как было сказано выше. Здесь с одним и тем же песенным материалом можно работать со 2 класса по 6 класс включительно. По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы ребят среднего и старшего звена, с 7 класса лучше подыскивать что-то из взрослого репертуара. Это либо произведения, ставшие современной классикой (песни "Beatles", "ABBA", “Pink Floyd”, “Eagles” и т.д.), либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению, на дискотеках и т.д.) –“Linking Park”, “Black Eyed Peas”. Иногда на уроках по просьбе учащихся разбираем песни, которые особенно понравились им. Поэтому интерес у ребят большой, происходит непроизвольное запоминание слов и целых структур. Узнав слова, дети напевают их под знакомую мелодию и вне урока.
Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов:
— фонетический,
— лексический,
— грамматический,
— социально-лингвистический
— страноведческий.
Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой. Процесс работы над песней может занимать несколько уроков, так как на уроке для этого отводится 5-10 минут.
Система уроков:
1 урок. Начинать работу с песней надо с названия, оно записывается на доске. Задание детям: попытаться догадаться, о чем эта песня.
Учителю необходимо выписать слова, вызывающие фонетические и лексические трудности.
Следующий этап: прослушивание и построчный перевод песни (для этого необходимо раздать тексты). После первого прослушивания проверяем правильность своих предположений относительно содержания песни.
2 урок. Работа над грамматической стороной песни. Как правило, все песни написаны в каком-нибудь одном грамматическом времени. На доске или в раздаточном материале предлагается выполнять несколько упражнений. Это могут быть пропущены или глаголы, или предлоги, или степени сравнения прилагательных и т.д. На таком уроке повторяются образование вопросительной и утвердительной формы.
3 урок. Работа над фонетикой. Отрабатывается чтение первого куплета: звук – слово – словосочетание. Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание и на мелодику песен – чередование ударных и безударных слогов и слов. Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. Далее идет работа над вторым и третьим куплетом.
4 урок. Работа над запоминанием текста. Можно использовать такие способы запоминания:
— «Цепочка» (Chain). Каждый ученик по очереди произносит одну строчку куплета и так до конца.
— «Снежный ком» (Snowball). Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
— «Закончи фразу» (Complete the phrase). Учитель произносит начало фразы, учащиеся заканчивают её.
5 урок. Исполнение песни под фонограмму «плюс» (с голосом). На этом же уроке попробовать исполнить песню под фонограмму «минус один» (без голоса).
6 урок. Исполнение песни самостоятельно под фонограмму «минус один». Можно устроить конкурс на лучшее исполнение песни (соло, дуэты, трио и т.д.).
Проработанная подобным образом песня может быть исполнена во время проведения Недели английского языка или на школьных праздниках. Также можно добавить и такой вид работы, как сочинение – размышление на ту или иную тему, затрагиваемую в песне. В этом случае необходимо предъявить лексический минимум, который будет использован в процессе работы над песней.
Надо признать, что не всегда удается использовать вышеприведенную схему. Это зависит от степени подготовленности класса, от содержания песни, а самое главное — от желания учащихся.
Данный материал можно использовать на уроках в старших классах. Emilia “Big, Big Girl” I'm a big, big girl
In a big, big world
It's not a big, big thing
If you leave me
But I do, do feel
That I do, do will
Miss you much, miss you much… I can see the first leaf falling
It's so yellow and nice
It's so very cold outside
Like the way I'm feeling inside I'm a big, big girl … Outside it's now raining,
And tears are falling from my eyes.
Why did it have to happen?
Why did it all have to end? I'm a big, big girl … I have your arms around me
Warm like fire,
But when I open my eyes
You're gone…
I'm a big, big girl …
Работа над песней может включать следующие этапы:
Listen to the song
What is this song about?
Choose the right variant
about nature
about rain
about happiness
about feelings of a girl
3. The girl feels lonely and cold.
4. What adjectives are used to describe the falling leaf and the arm of a boy?
Nice leaf, warm arm
Form comparative and superlative degree of these adjectives.
Nice – nicer – nicest
Warm – warmer – warmest
5. Comparisons
a. Girl’s feeling is like autumn.
b. Rain is compared with tears.
c. Boy’s arms are like fire.
6. What is the meaning of the verb “do” in the following sentences
“I do, do feel
I do, do will
Miss you much”?
What is the difference between these two sentences:
I see the first leaf falling
I’m feeling inside?
What modal verbs are used in the song?
Why did it have to happen?
Why did it all have to end?
I can see the first leaf falling.
What are the main peculiarities of the modal verbs usage?
9. Find sentences in the Present Continuous Tense and the Past Indefinite
Tense.
Present Continuous:
I’m feeling inside
It’s raining
Tears are falling from my eyes
Past Indefinite:
Why did it have to happen?
Why did it all have to end?
10. Find all the nouns in the song and make them plural
Girl(s), world(s), thing(s), leaf (leaves), way(s), tear(s), eye(s), arm(s), fire
11. Write these sentences in the indirect form:
I can see the first leaf falling (She can see the first leaf falling)
I'm feeling inside (She is feeling inside)
Tears are falling from my eyes (Tears are falling from her eyes)
I have your arms around me (She has his arms around her)
12. Fill in the gaps
I'm a big, big girl
In a big, big
I can see the first
falling
It's so yellow and nice
Outside it's now
,
And tears are falling from my eyes.
Put the verbs in the correct tense form.
A big girl (to feel) lonely in a big world. Her boy (to leave) her, so she (to miss) him very much. She (to admire) autumn leaves, which (to seem) very nice to her, but she (to feel) cold like cold autumn weather. It (to be) raining and she (to cry).
14. Fill in the gaps
I____ a big, big girl
In ___big, big world
It's not a big, big _____
If you _____me
But I do, do _____
That I do, do _____
Miss you_____, miss you much… I can _____the first leaf falling
It's so _____and _____
It's so very cold _____
Like the way I'm feeling _____ Outside it's now_____,
And _____are falling from my eyes.
Why did it _____happen?
Why _____it all have to end? I have your _____around me
Warm like_____,
But when I open my _____
You're gone… 15. Let’s sing the song together. 16. Reflection “Received the answer (!) or not (?)” Листы со знаком (!) на одной стороне, где необходимо написать на какие вопросы были получены ответы, и знаком (?) на другой, где необходимо написать, на какие вопросы ответы получены не были. (Анализ ответов позволит правильно спланировать и подготовить следующий урок, выступление) Работа в школе предоставляет учителю возможность разнообразить любой урок, сделать его интересным, незабываемым. Ведь такие уроки вызывают у детей положительные эмоции; их улыбки, горящие интересом глаза вдохновляют учителя, побуждают его на дальнейшую творческую работу с детьми.