Просмотр содержимого документа
«Использование пескотерапии в работе с детьми с ОВЗ»
Использование пескотерапии в работе с детьми с ОВЗ
Выполнила: учитель-логопед
Рыбина Ирина Владимировна
Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»
психолог Мариелла Зейц
Игры с песком-естественная и доступная для ребенка с РАС форма деятельности
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.
Цветной песок
Песок будучи цветным, способен влиять на детей через цвет:
*желтый - наполняет теплом,
*красный – добавляет оптимизма,
*синий – действует успокаивающе,
*зеленый – вдохновляет свежестью
«Песочная терапия с детьми с ОВЗ.»
- Для того что бы ребенок с ОВЗ адаптировался игре в песке, для начало берем песок и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к песку.
- Затем поднимаем песок вверх и насыпаем его сыпать это даст заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз.
- Так же для того что бы играть ребенку было интересней закапываем фигурки в песок, они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение).
- При работаете с неговорящими детьми, язык песочной картины поможет глубже понять внутренние процессы этих детей.
- Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на совместную работу, допустим сделать совместно холмик, или прочертить всем вместе волны. Иногда в работе требуется помощь наставников, которые вначале водят реками по песку, затем ребенок сам вырабатывает эту привычку, либо это делает стоящий сзади психолог.
Ритуал входа в песочницу
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Песок-мирная страна
Можно строить и творить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Способы рисования песком:
- Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
- Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
- Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
- Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
- Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
- Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
- Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
- На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.
Песочница - как средство организации развивающих и обучающих занятий.
Развивающие игры – занятия проводятся сначала индивидуально, а затем с двумя детьми одновременно.
Их продолжительность 15-20 мин. (1 раз в неделю). Во время занятий с песком ребенок направлен на процесс, а не на результат. Именно такая направленность и есть залог развития.
Материально-техническая база
Ящик размером 50х70х8 см, песок, набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В процессе игр и упражнений использую музыкальные произведения: например, «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- Отыскивание предметов
- Отыскивание предметов с определенными характеристиками
- Рисование на песке
- Выкладывание узоров на песке
- Обведение шаблона
- Насыпание песка в трафарет
- Прикосновения к поверхности песка
Развитие речевого дыхания
- Дорожка к другу
- Найди клад
Автоматизация и дифференциация звуков
- Рисование предметов на определенный звук
- Различные игры: «Поход», «Путешествие»
Формирование лексико-грамматических категорий
- «Чего не стало»
- « У кого кто»
- «Отгадай загадку»
- «Родные слова»
- «Дружная семья » и другие
Развитие познавательных процессов
- Мышление
- Память
- Воображение
Развитие связной речи
- «Дорисуй и расскажи»
- «Начни-закончи»
- Пересказ знакомых сказок и т.д.
В чем проявляется позитив от занятий с песком? Игры с песком:
- Повышают интерес и усиливают мотивацию к занятиям
- Развивают речь и моторику
- Стабилизируют эмоциональное состояние
- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность
- Развивают самостоятельность
- Формируют базу для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации
- Позитивно влияют на общее развитие