Просмотр содержимого документа
«Использование предметов-заместителей в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
В логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой моторики и коммуникативной функции применяются упражнения с использованием предметов-заместителей.
Первое пособие «Солнечный круг» представляет собой круг (солнце), на который крепятся прищепки одного цвета в виде солнечных лучей.
1. Пособие поможет в усвоении состава чисел. Так же на данном пособии удобно отрабатывать конкретный смысл действий сложения и вычитания. Детям легко присчитывать и отсчитывать прищепки. Данное пособие может служить способом самопроверки. Например, ребёнок вычисляет пример, а затем проверяет себя при помощи прищепок.
2. Использование пособия в логопедической работе.
«Тематическая цепочка»
Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Одежда – пальто, юбка, брюки…
«Чья цепочка длиннее» - детям даются разные лексические темы. (Фрукты и овощи, зимующие и перелетные птицы…)
«Сколько слов?»
Упражнение на определение количества слов в предложении.
Дети составляют предложение по сюжетной картинке, проговаривают его и прикрепляют к наборной полоске прищепки по количеству слов.
«Посчитаем слоги» - По заданию логопеда дети делят слово на слоги и прикрепляют на полоску столько прищепок, сколько слогов.
«На тот же звук» - Дети называют слова на заданный звук и собирают цепочку из прищепок.
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением, автоматизации звукопроизношения.
(Ритмичное открывание и закрывание прищепки, выполнение соответствующих движений по ходу проговаривания текста) Выполняются упражнения двумя руками:
Две собаки лают,
Друг друга не кусают.
Только голос подают.
Видно, зубы берегут.
- Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
Наша мамочка устала
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу
и прищепки соберу!
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвостиком виляет.
Курочек пугает.
Второе пособие «Звуковая дорожка»
Данное пособие также используем в логопедической работе.
Игра «Шифровальщики» - выкладывание звуковой схемы слова с помощью красных, синих, зеленых прищепок.
Игра «Собачка» - прищепка-собачка ищет заданный звук в слове и прикрепляется в соответствующей позиции на полоске (начало, середина, конец слова)
Главная цель использования данных пособий - развитие тонких движений пальцев рук, творческого воображения, расширение и активизация словаря, автоматизация звукопроизношения, развитие памяти и внимания.