Использование приема тетрализации как средства комплексного обучения детей на уроках литературы.
Учитель литературы Ларионова В.А. МБОУ ГО Королев Московской области «Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»
2022 год.
Театральная деятельность на уроках литературы всегда занимала ведущее место. Многие виднейшие педагоги занимались ее изучением. Но она и в настоящее время не потеряла свою актуальность, поскольку именно игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных навыков, так и метапредметных, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания в новых программах ФГОС.
Театрализованные представления вызывают интерес у учащихся, особенно в среднем звене, повышают их работоспособность, творческую активность, поиском слов для выражения своих мыслей, способствует развитию речевой деятельности, как говорение и слушание, но и помогает создать самостоятельное высказывание, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания детей, оттачивают их речь, способствуют преодолению скованности, страха перед публичным выступлением, развитию эмоциональных чувств, прививают любовь к литературе, повышают общую культуру, возможность к самовыражению. Вид совместной деятельности учителя и учащихся не навязчивый, достаточно эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса учащихся, преодоление страха перед публичным выступлением, развитию собственных эмоций.
Цель: раскрытие технологии использования театрализации как возможного средства обучения детей литературе.
Задачи: познакомить с системой использования приемов театрализации на уроках литературы на уроках литературы в среднем звене школы;
Привести примеры инсценирования на уроках литературы в собственной практике.
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса у школьников не только к литературе, но и к истории, культуре, искусству.
Формирование новой психологии – творца, созидателя, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным.
Для того чтобы театр и литература «шли» вместе, необходимо учитывать приемы театрализации.:
Предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности;
Поэтапное прохождение театрализации как процесса взаимодействия читательской и зрительской деятельности;
Сохранение атмосферы произведения (быт, нравы, культура данной эпохи.)
Актуализация в инсценируемом отрывке проблем, близких современному школьнику.
Этапы театрализации: 1. Подготовительный, самый большой, восприятие и осмысление текса; исполнительский анализ.
На своих уроках я применяю инсценирование. Инсценировка всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Определяется эпоха, в которой создавалось произведение. Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его. Обращаем внимание на чувства, поведение героя, которого нам надо сыграть.
Требования, применяемые к театрализованной игре:
Психологические: игра должна быть мотивирована, обстановка должна быть дружелюбной.
Педагогические: действие должно опираться на знания, умения, навыки.
Театрализованные игры – это маленькие пьесы, разыгрываемые учениками, в основном импровизированные. Цель игры – оживить события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции.
Так на уроках литературы мы разыгрываем небольшие сценки по басням И.А.Крылова, фрагменты из русских народных сказок. После всех представлений подводим итог: что получилось, а где надо поработать. Дети с удовольствием анализируют свою игру.
В рассказе «Васюткино озеро» В.Астафьева берем сценку «Васютка в лесу». В подведении итогов инсценировки ребята указывали на ошибки героя, давали советы, а Васютка рассказывает о своих страхах, чувствах, которые он пережил в лесу.
В «снежной королеве» Андерсена мы инсценируем фрагменты: диалог Герды с разбойницей.
После изучения Сказки А.С.Пушкина проводила урок-утренник с приглашением младших школьников. Это урок познавательно-развлекательный в шуточной форме. Дети с удовольствием откликнулись на подготовку костюмов. У нас была и избушка на курьих ножках, и Кот ученый, и Русалка, и Кащей, и Леший, и Баба-яга. Здесь же проводили викторину по сказкам Пушкина.
В шестом классе мы инсценируем «Повести Белкина». Берем из них «Барышню и крестьянку», Н.А.Некрасова «Русские женщины». Берем разговор княгини Трубецкой с губернатором на станции, рассказы А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Толстый и тонкий»
В 9 классе из Евгения Онегина» я инсценировала сюжетную линию «Трагедия любви Онегина и Татьяны».
Инсценирование и драматизация углубляют восприятие произведения , активизируют творческие способности детей приучают их к самостоятельности суждений, поиску собственного видения произведения искусства, расширяют знания о смежном с литературой виде искусства – театре.
Система использования приемов театрализации при изучении эпических произведений будет способствовать формированию культуры читателя и зрителя.
Список литературы:
Канн- Калик В.А. Учителю о педагогическом общении/М, 1987.
Театральная деятельность на уроках литературы всегда занимала одно из важнейших мест.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М.: Просвещение, 1982.
Леонов А.А. Театральные игры на уроках литературы. //Театр и образование. – М., 1992.
5. Машевская С.М. Технология драматических игр.// Научный поиск. Шуя, 2012, №3.
Ершова А.П. Театрально-творческие методы работы на уроках литературы // Театр и образование. – М., 1992.