СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии "критического мышления"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс на районный семинар.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии "критического мышления"»

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» В.А.Сухомлинский «Чтение и письмо открывают человеку новый мир,  Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.» Н. Карамзин

«Кто не умеет читать, тот не умеет

мыслить»

В.А.Сухомлинский

«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»

Н. Карамзин

Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития «критического мышления»

Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития «критического мышления»

Смысловое чтение Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение

Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Технология критического мышления Данная технология способствуют обучению учащихся навыкам работы с текстом, а именно, осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать собственную оценку тексту.

Технология критического мышления

  • Данная технология способствуют обучению учащихся навыкам работы с текстом, а именно, осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать собственную оценку тексту.
Некоторые стратегии технологии развития критического мышления

Некоторые стратегии технологии развития критического мышления

Стадия «Вызов»  «Понятийное колесо»

Стадия «Вызов» «Понятийное колесо»

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество»

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе.

Тема «Что такое общество»

Стадия «Реализация смысла»  Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)  I – interactive самоактивизирующая  N – noting   (диалоговая) «  » – уже знал S – system   системная разметка  « + » – новое E – effective  для эффективного  « – » – думал иначе R - reading &    чтения и     « ? » – есть вопросы T – thinking размышления

Стадия «Реализация смысла» Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)

I – interactive самоактивизирующая

N – noting (диалоговая) « » – уже знал

S – system системная разметка « + » – новое

E – effective для эффективного « » – думал иначе

R - reading & чтения и « ? » – есть вопросы

T – thinking размышления

Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе.  Тема «Великие географические открытия  и их последствия» Значки Ключевые слова  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия»

Значки

Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

        Работа с текстом.  3 этапа .   Текстовый этап .

Работа с текстом. 3 этапа .

Текстовый этап .

Приём : синквейн 1 строка: Тема-1 слово (имя существительное) 2 строка: Описание темы – 2 слова (имя прилагательное) 3 строка: Описания действия -3 слова (глагол) 4 строка : Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата) 5 строка : Суть темы – 1 слово (1 слово – синоним)

Приём : синквейн

  • 1 строка: Тема-1 слово (имя существительное)
  • 2 строка: Описание темы – 2 слова (имя прилагательное)
  • 3 строка: Описания действия -3 слова (глагол)
  • 4 строка : Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)
  • 5 строка : Суть темы – 1 слово (1 слово – синоним)
Приём «Работа с вопросником»      Приём «Работа с вопросником» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Описание приема Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе Из опыта работы.

Приём «Работа с вопросником»

Приём «Работа с вопросником»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Описание приема

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе

Из опыта работы.

Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Описание приема.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Сравнение определений». Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности. Описание приема. Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.

Приём «Сравнение определений».

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.

Описание приема.

Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.

Прием «Фишбоун»  («Рыбная кость») Причина: Причина: Проблема: Выводы: факты: факты:

Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

Причина:

Причина:

Проблема:

Выводы:

факты:

факты:

Фишбоун на уроке истории в 6 классе  Тема «Феодальная раздробленность на Руси Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Междоусобные войны и борьба за киевский престол Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности Причины распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Рост и развитие городов

Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси

Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель

Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами

Междоусобные войны и борьба за киевский престол

Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности

Причины распада Древней Руси

Раздробленность на Руси была неизбежна

Не был определен порядок наследования киевского престола

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Натуральное хозяйство

Рост и развитие городов

Диаманта   Тема (существительное) Определение (2 прилагательных) Действие (3 глагола) Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) Действие (3 глагола) Определение (2 прилагательных) Антоним теме (существительное)

Диаманта

  • Тема (существительное)
  • Определение (2 прилагательных)
  • Действие (3 глагола)
  • Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)
  • Действие (3 глагола)
  • Определение (2 прилагательных)
  • Антоним теме (существительное)
Диаманта Язычество Древнее, жестокое Почитают, преклоняются, обожествляют Многобожие, идол – храм, единобожие Верят, крестятся, молятся Православное, единое Христианство

Диаманта

Язычество

Древнее, жестокое

Почитают, преклоняются, обожествляют

Многобожие, идол – храм, единобожие

Верят, крестятся, молятся

Православное, единое

Христианство

МАНУЙЛОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

МАНУЙЛОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА