«Кто не умеет читать, тот не умеет
мыслить»
В.А.Сухомлинский
«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»
Н. Карамзин
Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития «критического мышления»
Смысловое чтение
Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Технология критического мышления
- Данная технология способствуют обучению учащихся навыкам работы с текстом, а именно, осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать собственную оценку тексту.
Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Стадия «Вызов» «Понятийное колесо»
Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе.
Тема «Что такое общество»
Стадия «Реализация смысла» Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)
I – interactive самоактивизирующая
N – noting (диалоговая) « » – уже знал
S – system системная разметка « + » – новое
E – effective для эффективного « – » – думал иначе
R - reading & чтения и « ? » – есть вопросы
T – thinking размышления
Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия»
Значки
Ключевые слова
Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию
+
Конкиста – завоевание
Колония – территория, потерявшая независимость
–
Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов
?
Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Работа с текстом. 3 этапа .
Текстовый этап .
Приём : синквейн
- 1 строка: Тема-1 слово (имя существительное)
- 2 строка: Описание темы – 2 слова (имя прилагательное)
- 3 строка: Описания действия -3 слова (глагол)
- 4 строка : Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)
- 5 строка : Суть темы – 1 слово (1 слово – синоним)
Приём «Работа с вопросником»
Приём «Работа с вопросником»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Описание приема
Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе
Из опыта работы.
Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Описание приема.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста
Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Приём «Сравнение определений».
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.
Описание приема.
Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.
Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)
Причина:
Причина:
Проблема:
Выводы:
факты:
факты:
Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси
Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
Причины распада Древней Руси
Раздробленность на Руси была неизбежна
Не был определен порядок наследования киевского престола
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Натуральное хозяйство
Рост и развитие городов
Диаманта
- Тема (существительное)
- Определение (2 прилагательных)
- Действие (3 глагола)
- Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)
- Действие (3 глагола)
- Определение (2 прилагательных)
- Антоним теме (существительное)
Диаманта
Язычество
Древнее, жестокое
Почитают, преклоняются, обожествляют
Многобожие, идол – храм, единобожие
Верят, крестятся, молятся
Православное, единое
Христианство
МАНУЙЛОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА