Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебной деятельности»
Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ» в поселке совхоза «Селезнёвский»
Тамбовского района Тамбовской области
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебной деятельности»
Автор: Мордовина Наталия Сергеевна, учитель географии
филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в п. свх. «Селезнёвский»
2017 поселок совхоза «Селезнёвский»
Тамбовский район, Тамбовская область
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Приемы технологии РКМЧП
Вид урока
1 стадия:
1. Работа с информационным текстом
вызов
2 стадия:
2.Взаимообучение
Мозговой штурм
Инсерт
3. Дискуссия
Верные – неверные утверждения (прием «Верите ли ВЫ?»)
3 стадия:
осмысление
Кластер
Таблица «ЗХУ»
4.Исследование
Возвращение к кластеру, таблице
рефлексия
Зигзаг
Толстые вопросы
Парная мозговая атака
«Дебаты»
Концептуальная или сводная таблица
Эссе (сочинение)
«Продвинутая лекция»
Заполнение таблицы «Синтез»
Концептуальная или сводная таблица
Кластер
Синквейн
Хокку.
Таблица «З-Х-У»
Знаю
Хочу узнать
Работа в паре: что я знаю по теме урока
Узнал
Формулирование цели
Соотношение старой и новой информации
Прием «Продвинутая лекция»
Вызов
Реализация смысла
Что мы знаем по теме урока (работа в паре)
1 ученик:
Маркировка текста первой графы:
2 ученик:
«+» - совпадает
Записывает мысли и идеи, не встречающиеся в первой графе
«-» - не совпадает
Прием «Зигзаг»
2 Экспертная
группа
1 Экспертная
группа
1 Рабочая
группа
4 Экспертная
группа
3 Экспертная
группа
Инсерт
V
(я это знал)
+
(новое для меня)
-
(я думал иначе)
?
(интересно, непонятно, нужно разобраться)
«Дерево предсказаний»
КЛАСТЕР «БОЛОТА»
«Толстые» и «тонкие» вопросы
Тонкие ?
Толстые ?
- Кто...
- Что...
- Когда...
- Может...
- Будет...
- Мог ли...
- Как звали... и др.
- Дайте объяснение, почему...
- Почему вы думаете...
- Почему вы считаете...
- В чем разница...
- Предположите, что будет, если...
- Что, если...
Вода
Живая, чистая
Струится, льется, течет
Источник жизни на Земле
Жизнь
Синквейн
Правила написания:
- Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
- Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
- Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
- Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
- Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Хокку о Данко
1
Я был кем-то или чем-то.
2
Я видел кого-то или что-то.
Я был спасителем.
Место и действие
3
(где и что делал).
Характеристика (как?).
В темном лесу.
Мужественно принося себя в жертву.
Концептуальная таблица
Линии сравнения
Роберт Скотт
Команда
Руал
Снаряжение
Амундсен
Опыт
Погода
Удача
«Перекрестная дискуссия»
Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках
ДА
НЕТ
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.
ЛИТЕРАТУРА
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
- Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm