СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов технологии веб- квест на уроках немецкого языка с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском фестивле "Обучение для будущего"

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии веб- квест на уроках немецкого языка с целью активизации познавательной деятельности учащихся»


Использование приемов технологии веб-квест на уроках немецкого языка с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Байдак Алена Антоновна,

учитель немецкого языка

высшей квалификационной

категории,

стаж работы – 20 лет

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №6 г. Пинска»


Каким должен быть современный урок? Как в современной школе сочетается традиционное и новое? Как повысить успеваемость учащихся и мотивацию к обучению? Как в век информатизации учить человека будущего? Ответы на эти актуальные для каждого учителя вопросы искать нужно в области новых образовательных технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных.

Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся – мобильный обучающийся!». Такой обучающийся должен иметь постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам как в учреждении образования, так и дома [1].

Перед современным учителем стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности, которые бы способствовали развитию творческого мышления обучающихся, расширяли информационное пространство, побуждали обучающихся к исследовательской деятельности [2]. Одна из главных задач, которую я ставлю для себя, как учитель немецкого языка, развитие у обучающихся мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию посредством использования современных ИКТ. В этом плане широкие возможности педагогу представляет технология веб-квестов, позволяющая интегрировать интернет в учебный процесс. Основу данной технологии составляет проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети интернет.

Веб-квест как образовательная технология опирается на конструктивистский подход в обучении. Согласно данному подходу учитель – не урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно ориентированной, исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за его результат [8].

Преимущество данной технологии в том, что педагог сам подбирает материалы, соответствующие тематике проекта и уровню знаний учащихся, что позволяет ему контролировать результат и предвидеть выводы, к которым придут учащиеся [6].

Итоговые продукты такого урока могут быть разнообразны: от творческих презентаций и выступлений с докладом перед аудиторией до видеозаписей, мультимедийных презентаций, веб-страниц и т. п. [7].

По длительности выполнения веб-квесты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные, по предметному содержанию – на монопроекты и межпредметные веб-квесты.

Для работы с веб-квестом необходимо соблюдение следующих условий:

наличие проблемы, которую надо решить;

организация поиска в интернете информации группой обучающихся, где каждый имеет четко определенную роль и в соответсвии с ней вносит вклад в решение общей проблемы;

организация взаимодействия всех участников веб-квеста [4].

Веб-квест предполагает исследовательскую деятельность и критическое осмысление информации. В ходе организации работы учащихся над веб-квестами по учебному предмету «Иностранный язык» реализуются следующие задачи:

образовательная – совершенствование речевых, лексико- грамматических навыков по темам веб-квестов, развитие речевых умений устной и письменной речи, чтения; развитие умений речевого взаимодействия;

развивающая – развитие поисковых умений; умений проводить отбор нужной информации; обрабатывать полученные данные; делать презентации творческих проектов; развитие умений работать самостоятельно по теме и в команде; развитие интереса к предмету, творческих способностей и воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет- ресурсами; расширение кругозора, эрудиции;

воспитательная – расширение кругозора учащихся в вопросах, которые обсуждаются в рамках веб-квестов, воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы, формирование уважительного отношения к культурному наследию других стран, формирование нравственных ценностей учащихся, формирование собственного мнения и индивидуальности.

В структуру веб-квеста входят следующие разделы:

«Стартовая страница» включает в себя: название учебного предмета, название веб-квеста и темы, в рамках которой выполняется работа; тематическую картинку/ фотографию, наиболее ярко и понятно отображающую содержание веб-квеста.

«Введение» содержит: краткое описание ситуации веб-квеста; информацию, объясняющую учащимся, над какой темой они будут работать и на какие вопросы они смогут найти ответы во время работы. Представленная информация должна повысить мотивацию учащихся и вызвать интерес в дальнейшей работе на веб-квестом.

«Задание» содержит: формулировку проблемного речемыслительного задания, описание формы представленного конечного результата, план работы, количество человек в группах.

В разделе «Процесс работы» представлены: описание последовательности действий, проблемные задания, вспомогательные дидактические материалы.

«Ресурсы» содержит список информационных ресурсов (видео- и аудиозаписи, ссылки на ресурсы в интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

«Критерии оценивания» - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от вида задания и тех образовательных задач, которые решаются в веб-квесте.

«Заключение» - раздел, где представляется опыт, который получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Данный этап является чрезвычайно важным для всестороннего развития личности учащегося и должен предлагать учащимся провести анализ приобретенного в процессе работы над веб-квестом опыта и знаний, а также степени их значимости для дальнейшей учебной или другой деятельности учащегося [5].

Как известно, научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования РБ по учебному предмету «Иностранный язык» разработаны веб-квесты для учащихся V-XI классов по определенным темам. Учителю, который только начинает использовать в своей педагогической работе веб-квесты, следует начинать с выбора готового образовательного продукта и применять его без изменений или слегка изменив. А на следующем этапе учитель может разработать свой уникальный веб-квест в соответствии с методическими рекомендациями [3].

Для учащихся II ступени общего среднего образования мною разработаны веб-квесты по следующим темам: «Gesundes Essen in Deutschland und in Belarus», «Pflanzen und Tiere in Deuschland und in Belarus», VI класс; «Eine virtuelle Reise durch Belarus», «Einkäufe», VII класс.

Главными достоинствами технологии веб-квестов я считаю следующие:

веб-квест предполагает исследовательскую деятельность и критическое осмысление информации;

учащиеся пользуются предоставленным списком сайтов, поэтому на выполнение задания они тратят больше времени, чем на поиск необходимой информации;

учащиеся с большим интересом работают по этой технологии, что способствует повышению уровня их знаний по предмету, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое мышление учащихся;

использование приемов технологии веб-квест содействует развитию у обучающихся мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию посредством использования современных ИКТ.

Однако важно помнить, что новое эффективно работает только в сочетании с традиционным, и учителю, увлекшись применением ИКТ, не следует переходить к наглядно-иллюстративным методам в ущерб развивающим.































Литература

  1. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года (утвержденная Министром образования Республики Беларусь С. А. Маскевич от 24 июня 2013 года). – С. 1–9.

  2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования в 2017/2018 учебном году» (утверждено Первым заместителем образования Республики Беларусь В. А. Богуш от 30 сентября 2017 года). – 50 с.

  3. Раздел «Электронные образовательные ресурсы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-vedy.adu.by. – Дата доступа: 02.02.2018.

  4. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты / Я. С. Быховский // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99 [Электронный ресурс]. – 1999. – Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999. – Дата доступа: 09.02.2018.

  5. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы интернет-образования [Электронный ресурс]. – 2002, №7. – Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_07. – Дата доступа: 12.02.2018.

  6. Романцева, Ю. В. Web-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/. – Дата доступа: 15.02.2018.

  7. Казаченок, В. В. Информатизация образования: учить и учиться в среде XXI века / В. В. Казаченок // Народная асвета. – 2015. – №4. – С. 29–32.

  8. Климец, Н. П. Конструктивистский подход к обучению. Веб-квест как образовательная технология / Н. П. Климец , С. И. Кетко // Народная асвета. – 2015. – №4. – С. 43–46.