СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар

Просмотр содержимого документа
«Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»







Семинар

«Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников».



Воспитатель: Евтеева С.В.



2020г.



Цель: закрепить и систематизировать знания педагогов о методе проектов.

Ход семинара:

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем для вас семинар на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников».

Эта встреча позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания, а также закрепить и систематизировать знания о методе проектов.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

В. А.Сухомлинский писал: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Всем известно, что природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Реализуя разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний через проектную деятельность, а также занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность, считаю, что наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов.

Метод проектов способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проектавозрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

В целом, проектный метод – это интегрированная деятельность, а применение экологических проектов в работе с дошкольниками позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулирует развитие творческого потенциала, влияет на развитие нравственных качеств дошкольника, и тем самым формирует активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать им свою педагогическую оценку.

1) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал«Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота из дома и сказала«Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».

3) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

И, в заключении хочу сказать, что работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
















Литература:

  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.

  • Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

Пособие посвящено обучающим экологическим играм с дошкольниками. В книге собран теоретический материал об использовании сюжетно-дидактических игр в воспитании детей, обосновано применение игрового метода на занятиях в экологическом воспитании, даны сценарии игр-занятий для разновозрастной аудитории.