СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на тему: "Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей" ( на собственном опыте)

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей»

Доклад на тему: «Использование проектной деятельности в

социально-личностном развитии детей»

(из опыта работы).

Воспитатель: 1КК Чернышёва

Кристина Сергеевна.


«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь».

В своей работе с детьми я применяю проектную деятельность как одну из современных технологий организации психолого-педагогической работы в ДОУ. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.

Выделяю следующие задачи, определяющие развитие детей в проектной деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Поэтому свою работу по проектной деятельности строю с учетом этих требований.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

  • Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).



Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Он расширяет интеллектуальную сферу детей, обогащает их чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, формирует свои ценностные ориентации. На занятии создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.

Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры, носители разноуровнего, но одинаково необходимого и значимого для каждого из нас опыта. В группе стараюсь создать условия, при которых эта деятельность становится востребованной. Дети в большей мере реализуют свои познавательные потребности и активируют познавательные и коммуникативные способности, становятся любознательными.

Апробировала в этой деятельности разные виды проектов:

- информационные, исследовательские, комплексные,

творческие, игровые;

- краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные

Организуя работу над проектами, учу детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Стараюсь "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В определенных случаях не даю детям готовых ответов на их вопросы, предлагаю найти их самостоятельно. В зависимости от сложности вопроса выстраиваем целую цепочку размышления, в котором обнаруживается, что ребенок и сам уже кое-что знает. Недостающие знания можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривания альбомов с иллюстрациями, обращения за помощью к родителям.

Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием. Занятие, готовим презентацию по деятельности конкретного проекта.

Работу над проектом веду поэтапно.

1 этап. Выбор цели проекта.

Помогаю детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. Происходит вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

2 этап. Разработка проекта.

Составляем план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3 этап. Выполнение проекта.

Выполняется практическая часть проекта. Помимо организации деятельности помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. По необходимости оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.


4. Подведение итогов

Проводится оценка результатов

Детские проекты чаще всего предполагают активное участие семьи и большинство родителей охотно идут навстречу моим предложениям принять участие в проекте.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение;

- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка

3