Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Жилетовская средняя общеобразовательная школа»
Современные образовательные технологии в начальной школе.
«Использование проектной технологии
в начальной школе.»
Подготовила:
учитель начальных классов,
Кочергина Марина Викторовна
2015 год
Актуальность проектной деятельности.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю современную образовательную технологию « проектная деятельность в начальной школе».
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка. Как говорил Л.С. Выготский «..формирование любых умений как личностных, так общеучебных, возможно только в деятельности…» .
Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся изобретать , понимать и осваивать новое, будут способны выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, использовать современные средства информатизации.
Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
Этому и способствует одна из эффективных современных образовательных технологий – проектная деятельность. Она формирует высокую степень самостоятельности учащихся; инициативность учащихся к познавательной деятельности; развивает социальные навыки школьников в процессе групповых взаимодействий; дает возможность приобретать детям опыт исследовательско – творческой деятельности; а также эта технология связывает межпредметные знания умения и навыки.
Цель этой образовательной технологии является развитие личности и формирование универсальных учебных действий, создание основ творческого потенциала обучающихся, реализация проектного замысла.
Все это позволяет утверждать, что данная тема актуальна.
Проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в современную систему начального образования, так как имеет ряд преимуществ:
Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Работа над проектом строится по принципу « от простого к сложному».
При любой проектной деятельности должны соблюдаться следующие требования:
Включить детей в разнообразную деятельность ( это достигается разными видами практических работ);
Выработать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
Развивать самостоятельность и творческую активность учащихся. Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно связаны и одно способствует развитию другого.
Самостоятельность ученика проявляется в том. Что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы. А творчество ученика проявляется в том, что при единой для всех теме он создает свой вариант работы.
Последовательность работы над проектом строится по следующему плану:
Подготовительный
Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
Организация деятельности
Определение цели и задач проекта.
Составление плана работы над проектом.
Осуществление деятельности
Сбор информации (анализ дополнительной литературы; опрос; использование коммуникативных источников; посещение библиотек, музеев).
Индивидуальные сообщения или групповые для одноклассников их обсуждение.
Презентация проектов
Подведение итогов, составление портфолио ( папка документов)
Защита проекта.
Проектную деятельность ведут не только учащиеся, но и учителя которые создают каждый раз проект урока. Это еще раз доказывает актуальность этой образовательной технологии.
Кроме того, проектная деятельность младших школьников, способствует развитию общеучебных навыков:
1.Социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
2.Коммуникативные навыки. Умение не только говорить, но и важно научиться слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать свое.
3. Мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
4.Исследовательские навыки. Учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Таким образом, умение к самостоятельной организации собственной деятельности по решению проблем и задач, готовность к саморазвитию и самообучению,
Таким образом, использование современной образовательной технологии, как проектная деятельность в начальной школе, дает возможность обучить детей навыкам и умениям исследовательского поиска, умению взаимодействовать друг с другом, учит работать с информацией, формирует умение самостоятельно организовывать собственную деятельность по решению проблем и задач, готовит к саморазвитию и самообучению. Все это соответствует требованиям ФГОС.
Вашему вниманию я предлагаю рассмотреть несколько проектов cозданых учащимися 1 класса.
Работа над проектом в 1 классе по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаем: творческие работы учащихся (рисунки, поделки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать. Рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии, когда дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану составленному вместе с учителем.
Поэтому участники проекта в начальной школе: учитель - учащиеся – родители.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
«Моя семья»
«Мой класс и моя школа»
«Цветок для мамы»
«В мире профессий»
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:
- тематические выставки;
-газеты, журналы;
-видеофильм или презентация;
-швейные или кулинарные изделия;
Предполагаемые результаты проектной деятельности моих учащихся ( т.е что я хочу увидеть после использоваия этой технологии):
1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
3. Умение планировать работу над проектами;
4. Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Спасибо за внимание!
Проект "Такие разные профессии"
Авторы: учащиеся 1-а класса
Руководители проекта: Кирюшина Н В. учитель начальных классов
МКОУ «Бегичевская ООШ»
Дзержинского р-на
Калужской обл.
Проект «Такие разные профессии»
По числу участников - групповой;
По предметно – содержательной области - межпредметный;
По характеру результата - информационный, творческий;
По продолжительности - средней продолжительности .
По уровню контактов - внутриклассный.
Цель проекта: Создание творческого продукта как результат самореализации участников.
Предполагаемый продукт: устный журнал «Такие разные профессии»
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся осуществлять поиск нужной информации в различных источниках (книги, Интернет с помощью взрослых);
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся: строить речевое высказывание в устной форме; уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
Личностные результаты
Учащиеся научатся оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;
Предметные результаты
У учащихся формируется познавательный интерес к людям труда и их профессиям,
представление о важности и ценности каждой из профессий.
Основания проекта (Дидактические цели/Ожидаемые результаты обучения)
В процессе проектной деятельности учащиеся смогут:
- познакомиться с миром профессий;
- развить навыки проектной деятельности (постановка цели и задач, работа в группе, индивидуальная, поиск информации, практическая работа по достижению цели, развитие презентационных навыков, оценка и самооценка);
- реализовать свои творческие и исследовательские способности.
После завершения проекта учащиеся смогут:
- ориентироваться в мире профессий;
- понять, что выбор профессии зависит от способностей самого человека;
- почувствовать значимость собственного вклада в общее дело;
- применить полученные УУД в различных жизненных и учебных ситуациях.
Область применения: в рамках темы урока «Все профессии важны» по предмету «Окружающий мир», урок рисования, внеклассного мероприятия, родительские собрания, классные часы, экскурсии и т. д..
Оборудование: использование ИКТ, толковый словарь Ожегова С.И, фотографии, рисунки, аппликации.
Организация работы над проектом.
Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагога, учащихся и их родителей.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект. Сентябрь 2013г. | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности Октябрь 2013г. | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы Ноябрь 2013г. Апрель 2014г. | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов Апрель-май 2014г. | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов Май 2014г. | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
Ход исследовательской работы (на примере):
Этапы занятия | Деятельность на занятии |
1.Выбор темы исследования. | Цветы для мамы. |
2.Постановка целей исследования. | Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта. |
3.Задачи исследования. | Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу. |
4.Объект, предмет и база исследования | Луковицы цветов. |
5.Гипотеза исследования. | Можно создать условия для цветения цветов зимой. |
6.Методы исследования. | Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне. |
7.План исследования. | -изучение информации о растениях, -изучение информации и почве, -изучение информации об условиях ухода, -посадка растений, -наблюдение за растениями, -фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. |
8.Самостоятельная деятельность. | -изучение информации о растениях, -изучение информации и почве, -изучение информации об условиях ухода, -посадка растений, -наблюдение за растениями, -фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. |
9.Результаты исследования. | Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении. |
10.Представление и защита проекта. | Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д. |
Литература.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом “Федоров”, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.