Использование проектных технологий
в реализации воспитательно-образовательных задач дошкольной педагогики
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО, ФОП ДОО, и огромного потока информации требуются такие формы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Сегодня одной из наиболее ярких, развивающих, интересных, форм организации образовательного процесса является проектная деятельность.
Педагогическая технология проектирования – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Основное предназначение технологии проектной деятельности – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектной деятельности:
является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
повышает качество образовательного процесса;
служит развитию критического и творческого мышления.
способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, использование технологии проектной деятельности является актуальной и позволяет создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица:
“Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Примером решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников может служить информационный познавательно-исследовательский проект «Как люди жили на Руси».
Актуальность проекта:
Наша жизнь постоянно меняется. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. В какой стране они будут жить? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции? Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Мы считаем необходимостью формировать у детей представление о культуре, быте, жизни русского народа, доступное их возрасту; познакомить с разнообразными жанрами фольклора, с традициями и обычаями дедов и прадедов, что является важным средством воспитания основ нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Цель проекта:
приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.
Задачи проекта:
Образовательные
об истории, внутреннем убранстве и украшении жилища;
о предметах русского быта и их назначении;
о традициях и обычаях русских людей.
Содействовать обогащению словаря детей в процессе знакомства с предметами старины, русскими пословицами, поговорками, песнями.
Развивающие
Способствовать развитию:
интереса к изучению русской национальной культуры;
грамматически правильной, связной речи;
познавательной активности;
творческих способностей в процессе изо деятельности, лепки, изготовления кукол для макета;
памяти, внимания, зрительного восприятия.
Воспитательные
Воспитывать:
бережное отношение к предметам старины, народным традициям, обычаям, интерес к русскому фольклору;
уважительное отношение к дому, семье, друг другу, к окружающему миру;
чувство единства, сплоченности, желание помочь ближнему.
Ожидаемые результаты:
мини-музей русского быта
макет «Русская изба»
альбомы «Русский народный костюм», «Предметы русского быта»
выставка русских народных сказок
Этапы реализации проекта:
Педагог: Вносит в интерьер группы самовар и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен; определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности
Дети: Входят в проектную ситуацию. Выдвигают свои предположения. Осмысливают и принимают проектную задачу, предвидит результаты проектной деятельности.
Родители: Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи.
Педагог: Проводит беседу «Как люди жили на Руси»,
обсуждает с детьми цель, план исследовательской деятельности
предлагает детям темы мини-исследований
планирует деятельность группы и каждого ребенка с учетом интереса к теме
проводит консультацию с родителями «Создание мини-музея в детском саду», создает буклет для родителей на тему: проект «Быт русского народа».
Дети: Планируют свои действия, выдвигают предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяют способы участия в решении проектной задачи (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие принадлежности, оборудование использовать)
Родители: Планируют и предлагают свою помощь в проведении исследования; обсуждают с детьми возможные способы решений поставленных задач; рассказывают детям о том, что они знают по теме проекта; знакомят детей с художественной литературой по данной теме.
Педагог: Создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки. Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта. Проводит с детьми занятия: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Украсим рушник», «Русские костюмы», просмотр презентации «Как на Руси строили избы», «Жизнь и быт людей на Руси». Играет с детьми в дидактические игры: «Лото. Предметы русского быта», «Найди пару», «Найди недостающий элемент», «Расставь предметы в русской избе», «Что было и что стало», «Отгадай загадку и найди отгадку». Знакомит детей с загадками, пословицами, стихами, художественной литературой по данной теме; организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие.
Дети: Собирают информацию с помощью взрослых, оформляют альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», куда войдут детские мини исследования. Активно участвуют в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечают на вопросы во время бесед, занятий, игр. Совместно с педагогом отбирают русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Участвуют в оформлении продуктов проекта
Родители: Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований. Организуют самостоятельную деятельность по теме проекта в домашних условиях. Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба». Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы. Участвуют в оформлении продуктов проекта
Педагог: Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует видео запись экскурсии по мини-музею с участием детей-экскурсоводов. Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности. Информирует родителей о результатах деятельности.
Дети: Участвуют в итоговой квест-игре «Путешествие в прошлое». Самооценка результатов участия в проектной деятельности.
Родители: Помогают в подготовке итогового мероприятия. Смотрят видеозапись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта. Знакомятся с результатами деятельности.
Результат проекта:
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что использование проектной деятельности в системе ДОО является перспективной технологией не только нравственно – патриотического воспитания дошкольников, но и воспитания всесторонне развитой личности. Она дает возможность развития у детей наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Библиографический список
М.В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва: «Дрофа», 2008. 256 с.
Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва: «Элизе Трейдинг», 2007. 128 с
М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2003.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство-Пресс, 2010.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским
народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Музей русского деревенского быта [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=geyPvYgAogo
Ася Валасина Русская изба: мудрость предков [Электронный ресурс]. URL: http://rodnaya-tropinka.ru/russkaya-izba/
Курилка – старинная русская изба [Электронный ресурс]. URL: http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra