СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование профессионально ориентированных задач на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение профессионально ориентированных задач способствует знакомству учащихся с профессиональными сферами и влияет на выбор профильной подготовки

Просмотр содержимого документа
«Использование профессионально ориентированных задач на уроках математики»

Использование профессионально ориентированных задач на уроках математики

В школьной математике профессионально ориентированная задача понимается как задача, содержание которой связано с объектами будущей профессии обучающихся, а ее решение способствует осознанному применению математических знаний. Посредством ее решения учащиеся смогут получить первоначальные сведения о профессии, обнаружить интерес к какому-либо виду деятельности. Помимо этого, такие задачи помогут осуществить профориентацию школьников в рамках изучения математики. При изучении математики основным учебным элементом является работа с текстовой задачей. Именно через нее школьники учатся применять усвоенные базовые знания в различных стандартных и нестандартных ситуациях, развивают свои познавательные способности. Последовательность этапов решения профориентационного типа задач аналогична той, которой должны придерживаться учащиеся при решении простой текстовой задачи:

  • чтение условия и анализ ситуации, представленной в задаче;

  • обсуждение вида профессии, основных моментов деятельности людей, работающих в данной отрасли;

  • составление краткой записи;

  • поиск решения и составление плана;

  • организация и реализация решения в соответствии с выбранным методом;

  • анализ полученного результата;

  • оценка возможности его существования в реальной жизни;

  • работа с аналогичными и обратными задачами

Профессионально ориентированные задачи рекомендуется использовать на различных этапах уроков математики для раскрытия возможностей применения математики в жизни, в профессиональной деятельности и для достижения следующих дидактических целей:

  • раскрытие важности и необходимости изучения учебного материала;

  • закрепление и углубление знаний;

  • формирование практических умений и навыков;

  • развитие инициативы и самостоятельности.

Такие задачи должны быть сформулированы понятным для школьника образом, содержать «рабочие» элементы профессиональной деятельности специалиста, но при этом носить математический характер. Решение задач можно организовывать в группе или в команде, можно добавлять элементы игры, что позволит «оживить» изучение математики.

Практическая польза профессионально ориентированных текстовых задач заключается в том, что профориентацию можно начинать с младшего школьного возраста, когда обучающиеся еще даже не задумываются на тему выбора своего будущего, и активно внедрять в старших классах. Решение данных задач способствует знакомству учащихся с профессиональными сферами и влияет на выбор профильной подготовки.

Примеры математических задач профессиональной направленности

Профессия экономиста

Математический материал даёт большие возможности для знакомства с профессией экономиста, ведь специалист-экономист должен владеть математическими методами обработки и анализа данных с использованием математического аппарата.

  1. Каждый из учеников нашего класса получил учебники бесплатно. Сколько стоят эти учебники, если цена (книги) математики….руб., русского языка …. руб.

  2. Сколько государственных средств сэкономит один такой класс, если продлит жизнь учебникам на 2 года, на 5 лет?

  3. Сколько млн. учебников выпускается ежегодно в стране; сколько тонн бумаги для этого требуется. Понятие «бесплатные учебники» становится реальным, а не отвлеченным, если учащиеся на уроке подсчитают:

а) стоимость учебников, полученных одним учеником;

б) стоимость учебников для учащихся всего класса;

в) стоимость всего тиража.

Профессия юриста

Учитывая желания многих учеников после окончания школы стать юристом, на уроке можно предложить задачу, условие которой навеяно законом о наследстве Древнего Рима.

1.В Древнем Риме по закону о наследстве после смерти мужа жена получала в два раза меньше, чем ее сын, но в два раза больше, чем ее дочь. Как по этому закону было бы разделено наследство между женой и ее двумя детьми, если:

  1. эти дети- сыновья;

  2. эти дети- дочери;

  3. эти дети- сын и дочь?

В первом случае наследство должно было быть разделено на 5 равных частей; по 2 равные доли получили бы сыновья, и одна досталась бы жене. Во втором случае разделить необходимо на 4 части; 2 для жены и по одной для каждой дочери. В последнем случае делим на 7 равных частей; 4 получает сын, 2 жена и 1 дочь.

Профессия программиста

В настоящее время актуальна профессия программиста, значит содержание задачи должно быть связано с IT-сферой.

1.Фирма «Сигма-1» оказывает услуги по созданию программного обеспечения. Для разработки программ четырех типов в зависимости от решаемых задач от сотрудников требуется определенная квалификация и знание конкретных языков программирования. В представленной ниже таблице приведены сведения о стоимости создания приложений (в ден. ед.) в зависимости от использования какого-либо языка программирования или внедрения некоторого элемента.

Учитывая, что при написании кода программы можно использовать только один язык программирования, определите наиболее оптимальный тип приложения по стоимости.

Профессия химик

Если с детства интересует, как устроен и из чего состоит мир вокруг, то может заинтересовать профессия химик. Химик специалист, который изучает химические вещества или работает с ними, занимается проведением исследований и химических экспертиз. Задач « на проценты» по данной тематике множества

  1. Имеется два раствора перекиси водорода 30% и 3%. Какое количество каждого

раствора следует взять, чтобы при соединении получился 12 процентный раствор? (3%-го в 2 раза больше, чем 30%-го).

  1. В каких количествах следует смешать 2%-ный раствор кислоты с 5%-ным

раствором, чтобы получить 6 литров 3%-ного раствора кислоты? (4л и 2л).

Профессия медицинский работник

Для учащихся 8-9 классов в рамках элективного курса по теории вероятностей и математической статистике при закреплении изучения статистического материала полезно предложить задачи медицинской направленности:

  1. В результате осмотра у 20 испытуемых было измерено артериальное давление.

Полученные показатели систолического давления представляют собой следующий ряд чисел: 108, 115, 133, 110, 108, 112, 118, 118, 112, 127, 120, 110, 110, 127, 102, 160, 155, 127, 100, 105. Учитывая, что нормальное значение систолического показателя от 120 до 130 мм рт. ст., определите процент лиц, имеющих повышенное и пониженное давление. Расположите элементы выборки в ранжированный ряд (по возрастанию) и определите размах, медиану и моду. Постройте гистограмму распределения систолического давления и проанализируйте полученные результаты.

  1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в

течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

Профессия эколог

Особо можно выделить задачи, что способствуют экологическому воспитанию учащихся и ознакомить с профессией эколог.

  1. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. В чем основная причина их

гибели? Если в лесу обитало 3400 птиц, каково количество оставшихся?

  1. Для наблюдения за состоянием атмосферы метеорологи иногда поднимаются на

воздушном шаре. Сколько квадратных метров материала пойдет на изготовление оболочки воздушного шара диаметром 10 м, если на швы надо добавить 5% поверхности шара? Особую тревогу метеорологов вызывают кислотные дожди. Из-за чего такие дожди происходят?

  1. На лесной опушке шириной 100 м запыленность воздуха составляет 65% от

запыленности на открытом месте, на расстоянии 400 м - снижается до 38%, при 1000 м - до 25% и в 3 км - до 5%. Постройте график зависимости уменьшения запыленности по мере удаления в лес.

Профессия повар

Часто для приготовления некоторых блюд, по рецептам, нам необходимы определенные математические знания, поэтому и повар должен уметь вести математические расчёты. Иногда при консервировании овощей нам необходимо изменить концентрацию уксусной кислоты, для этого нам понадобятся умения работать с процентами.

  1. В 100 грамм 20%-ного раствора соли добавили 300 грамм 100%-ного раствора.

Определите концентрацию получившегося раствора. (80%-ный раствор.)

  1. Какое количество воды надо добавить к 100 граммам 70%-ной уксусной эссенции,

чтобы получить 5%-ный раствор уксуса? (1300 грамм.)

  1. Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 12 г лимонной

кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 10 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления 6 литров маринада?


3Профессия мореплаватель

Современные мальчишки хотят стать капитанами, мечтают о романтике морских походов. Но именно мы можем показать, что это не только приключение, но и огромный труд, как умственный, так и физический.

  1. Глубину моря измеряют с помощью эхолота. Издаваемый им звук доходит до дна,

отражается и возвращается к эхолоту. Эхолот измеряет полное время прохождения звука. Скорость звука в воде 1500 м/с.

  1. Время, измеренное эхолотом 1,8 с. Найдите глубину моря в этом месте.

Профессия железнодорожник

Чтобы дать учащимся представление о профессии железнодорожника можно предложить такие задания:

  1. Какой участок пути должен осмотреть дефектоскопист за ноябрь, если за один

рабочий день он осматривает 6 км пути?

  1. Заработная плата дефектоскописта за месяц 80000 рублей. За работу без брака его

премиальные составляют 35% месячного оклада. Какую сумму получит дефектоскопист за месяц, работая без брака?

  1. Сколько поездок совершил машинист в январе, тратя в среднем на одну поездку

10 ч, если всего за этот месяц он выработал 176 ч?

Профессия военный

При составлении задач, способствующих военно-патриотическому воспитанию школьников, можно использовать технико-эксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставлять их с соответствующими показателями техники противника. 

  1. Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3”

720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.

  1. Используя ответ предыдущей задачи сравните максимальные скорости советских

истребителей “МИГ-3”, “ЛА-7” -640 и 680 км/ч соответственно со скоростями немецких истребителей.

  1. Максимальная скорость среднего танка Т-34 – 55 км/ч, а немецкого танка такого же

класса Т-III-40 км/ч. Сравните эти скорости.

Решение таких задач способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

Целесообразность использования профессионально ориентированных задач при изучении математики обусловлена тем, что они дают возможность учащимся не только познакомиться с профессиями, но и использовать знания, умения и навыки в жизненных ситуациях. Задачи подобного типа развивают и поддерживают интерес у детей к учебному предмету, способствуют возникновению интереса к той или иной профессиональной деятельности, развитию любознательности, творческой активности.