Использование различных приемов мотивации учащихся
на организационном этапе урока.
Целью этого этапа является включение учащихся в учебную деятельность. Говорят, что театр начинается с вешалки, и урок в свою очередь должен иметь многообещающее начало, дать установку на определённый вид учебной деятельности. Это кратковременный, но важный этап. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.
Существует немало приемов, которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них.
Активизация внимания школьников благодаря применению стихов-настроев
Например:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назовём сейчас…
Театральное начало с приглашением какоко нибудь героя, персонажа. На эту роль можно привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.
Музыкальное сопровождение. Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.
Психологические минутки:
Здесь интересно необычное приветствие “Здравствуйте!”
Ребята поочередно касаются пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
Здесь же можно использовать упражнение «Я порошу Вас…», используется в системе, ребята внимательно слушают просьбы учителя и выполняют только те, в которых к ним обращаются «Я порошу Вас… (сесть, встать, поднять левую руку, поднять правую руку, улыбнуться и т.п.)», они чередуются с простыми просьбами «Сесть, встать и т.п….», которые игнорируются учащимися. Очень интересное упражнение, помогает настроиться на работу и акцентировать внимание. Можно использовать как в начале, так и в середине урока.
Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами. Например: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Или: Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?..........
Прием «Вхождение в образ». Данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…»
Приемы трудно достигаемой, отсроченной цели
Прием «Интрига». В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.
Ситуация «Яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, даты понятия, личности из вновь изучаемой темы или повторяемой выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Задания на основе имеющихся знаний на оценку учащимися
«Верно/неверно», «Правда»/ «Неправда»
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо сказочному герою; помочь справиться с заданием; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то. Урок сопровождается презентацией и анимационными картинками.
Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который позволяет проверить знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют правила, понятия, даты…
Прием – «Коммуникативная атака». Смысл его в том, чтобы в начальный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, «собрать» - назовите как угодно, чтобы дать сразу «что-то такое», что заставило бы учеников моментально включиться в урок.
Проблемный вопрос или ситуация. Перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.