СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных видов гимнастики в коррекционной работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте одной из основных задач является формирование основы физического и психического здоровья детей. До 7 лет происходит активное развитие всех органов и функциональных систем организма, формируется эмоционально-волевая сфера, появляются основные черты личности, характер. Ребёнок в этот период начинает осознавать себя, как личность, формируются умения контактировать с окружением.

Просмотр содержимого документа
«Использование различных видов гимнастики в коррекционной работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста.»

Комлева Юлия Павловна

г.Северск МБДОУ «Детский сад №27»


Использование различных видов гимнастики в коррекционной работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста.


В дошкольном возрасте одной из основных задач является формирование основы физического и психического здоровья детей. До 7 лет происходит активное развитие всех органов и функциональных систем организма, формируется эмоционально-волевая сфера, появляются основные черты личности, характер. Ребёнок в этот период начинает осознавать себя, как личность, формируются умения контактировать с окружением.

Именно на этом этапе важно дать детям знания и практические умения беречь и сохранять своё здоровье, развивать осознанное желание заниматься спортом и физкультурой. Особенно актуальна работа в данном направление в наше современное время, в век информационных технологий, когда детям доступны длительные просмотры телепередач, компьютерные игры, гаджеты. Всё это ведет к повышенной нагрузке на зрение, опорно-двигательный аппарат, на ещё не сформировавшуюся нервную систему. В нашем детском саду проводится комплексная работа в разных режимных моментах и видах деятельности, направленная на здоровье сбережение детей.

Особенность нашего дошкольного учреждения заключается в том, что мы работаем с детьми, у которых тяжёлое нарушение речи. Различные речевые нарушения осложнены ещё и тем, что у таких детей наблюдаются и другие нарушения, такие как нарушения коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Взрослея, дети начинают понимать, что их речь отличается от речи сверстников. Это часто приводит к тому, что ребёнок становится не обоснованно агрессивным или слишком застенчивым, необщительным.

У детей с нарушением речи часто плохо развита крупная и мелкая моторика, могут наблюдаться навязчивые движения во время разговора, уровень развития психических процессов так же ниже нормы, нарушено чувство ритма, словесно-логическое мышление не соответствует возрасту, формируется позже, чем у сверстников, у которых речь в норме.

Для чистого звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат (мягкое нёбо, язык, губы) был хорошо развит. Чтобы наше тело было сильным и ловким, а мышцы крепкими мы выполняем различные физические упражнения. Речевой аппарат также необходимо тренировать, так как он состоит из мышц. Некоторые могут удивиться: зачем же тренировать язык? Чтобы звукопроизношение было чистым, язык должен быть развит хорошо. У пяти, шестилетних детей для преодоления дефектов звукопроизношения применяют артикуляционную гимнастику.

Основы артикуляционной гимнастики в нашем саду детям даёт логопед. На начальном этапе артикуляционную гимнастику дети выполняют перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. У взрослых артикуляция автоматизированный навык, и мы не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). Ребенку же необходимо постоянно упражняться через зрительное восприятие, чтобы обрести этот автоматизм. Некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Но педагогу важно проявить терпение, оказать ребёнку поддержку. Заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком необходимо ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки или стихотворной формы.

В постановке и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом к постановке звуков, которой в дальнейшем занимается логопед.

Многие родители допускают ошибку, думая, что путем повторения различных скороговорок могут корректировать у ребенка звукопроизношение. Нам педагогам необходимо предотвратить эту ошибку и разъяснить родителям то, закреплять в словах звуки можно лишь тогда, когда ребёнок научится изолированно произносить звуки. Для хорошей дикции и произношения звуков чётко большое значение имеет правильно поставленное речевое дыхание. В различных видах деятельности в нашем детском саду обязательно присутствуют упражнения для развития речевого дыхания.

Примеры упражнений для развития правильного речевого дыхания.

  • Хоккей. Ребенку нужно скатать шарик из ваты и дуть на него, пытаясь загнать его в ворота из кубиков.

  • Ветряная мельница. Ребенку нужно дуть на лопасти мельницы из набора для песка или на игрушку-вертушку.

  • Снежинки. Из бумаги или из ваты сделать снежинки. Положить снежинки на ладонь и сдувать их направленной струёй воздуха.

  • Разноцветный листопад. Вспомнить, что такое листопад, с какого дерева, какие листья опадают. Осенние листья разного цвета, вырезанные из цветной бумаги положить на тарелочки или на ладонь. Ребёнку нужно подуть на листочки так, чтобы они разлетелись. Всё упражнение можно сопроводить художественным словом.

  • Яркая бабочка. Ребёнку нужно подуть на бабочек, которые вырезаны из цветной бумаги и подвешены на ниточках, прикреплённых к палочкам.

  • Парусник. В ёмкости с водой парусник из бумаги или игрушка-парусник. Ребёнку нужно подуть так, чтобы парусник двигался.

  • Горячая каша. У ребёнка имитация ложки с кашей, выполненная из картона (ложка) и тонкой бумаги (каша). Нужно подуть на «ложку с кашей», как будто остужая её.

  • Штормовая буря. Через соломинку, опущенную в стакан с водой нужно подуть так, чтобы вода забурлила.

При выполнении упражнений на развитие правильного речевого дыхания необходимо соблюдать правила:

  • повторять упражнения много раз подряд нельзя, чтобы не было головокружения.

  • губы в улыбке

  • рот слегка приоткрыт

  • набирать воздух через нос

  • следить за тем, чтобы плечи не поднимались

  • нужно следить, за тем, чтобы щёки при выдохе не надувались (при обучении щёки можно придерживать ладонями)

  • выдох должен быть плавным и длительным .

Один из лучших способов развития речи и мышления детей это игра . Удовольствие и радость, которая доставляет ребёнку игра являются самым верным средством для того, чтобы восприятие речи было активным и речевая деятельность становилась более самостоятельной. Пальчиковые игры, сопровождаемые весёлыми стихами похожи на маленькие спектакли. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Весёлые стихи и считалочки помогут развить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Главная цель пальчиковой гимнастики – улучшение координации и мелкой моторики переключение внимания, что воздействует напрямую на развитие ребенка умственно. Кроме того, при одновременном движении пальцами и повторении стихов у ребёнка совершенствуется память, формируется правильное звукопроизношение, умение говорить четко и быстро, способность согласовывать речь и движения. Сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает положительный эффект активного умственного и физического развития.

Простые правила игры:

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:

  • сжатие;

  • растяжение;

  • расслабление.

Работая с детьми-логопатами, мы педагоги хорошо знаем, как трудно им обучаться, как быстро они утомляются, сталкиваясь с непростой для них задачей. Поэтому работа с детьми, у которых есть нарушения речи, должна строиться через тщательный подбор методов физической, речевой, психологической коррекционной работы. Все это требует более тщательного подбора методов психологической, физической, речевой коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Применение комплексного подхода, работа в тесной взаимосвязи - логопед-воспитатель-психолог-музыкальный руководитель-инструктор по физкультуре, приводит к положительным результатам. Дети из нашего дошкольного учреждения выпускаются с развитой речью, физически, психологически подготовленными к дальнейшему обучению в школе.