Использование разноуровневого обучения –
максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся.
Слайд 2 «Все дети разные и надо дать возможность
каждому развиваться с собственной скоростью»
(Ян Амос Каменский «Великая дидактика»)
Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.
Разноуровневое обучение позволяет индивидуализировать (в определенных пределах) процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности и качества учащихся.
Оно предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные. Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого учащегося к обучению химией, от уровня его обучаемости.
Процентное соотношение уч-ся класса, отличающихся друг от друга по уровню обучаемости, в среднем:
- 65%-дети со средней обучаемостью (т.н. норма);
- 15%-дети с высокой обучаемостью;
-20%- дети с низким уровнем обучаемости.
Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических предпосылок для использования разноуровневого обучения.
Ученые подсчитали, что, обучая детей по единой одноуровневой методике, изначально закладывается 50% брака в работе преподавателя. Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.
Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
Цель разноуровневого обучения: обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей в процессе освоения содержания образовательной программы.
Основные задачи:
1.определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;
2. подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно-познавательных возможностей каждого обучающегося;
3. определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям;
4. создание условий в процессе обучения для развития личности учащегося.
Задача №1: Выделение типологических групп
Решение данных задач необходимо начинать с определения уровня обученности школьников. Это можно определить с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы химических знаний и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности.
Различают три уровня обученности учащихся:
Репродуктивный или минимальный уровень
Продуктивный ( причинно- следственных связей) или общий уровень
Творческий (уровень логического мышления) или продвинутый уровень
Репродуктивный уровень подразумевает проверку знаний учащихся на самом низком уровне, когда школьник в состоянии только дать определения простым терминам, перечислить или назвать процессы и явления, но не может провести анализ и дать объяснения;
Продуктивный уровень (причинно-следственных связей) подразумевает проверку знаний уже на более высоком уровне. Задания такого уровня направлены на способности учащихся анализировать и обобщать знания, уметь давать характеристику процессов и показывать взаимосвязи, причем объяснять цепь причинно-следственных связей.
Творческий (уровень логического мышления) – когда ученик способен не только назвать, проанализировать процессы и явления, но дать логическое объяснение, почему происходит данное явление, с какими иными процессами или явлениями это связано.
Задача №2: подбор и разработка разноуровневого дидактического материала
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает решение предметно-дидактических задач, то есть разработку учебного материала, его гибкое структурирование, обеспечивающее учебно-познавательные возможности обучающихся. Используя элементы разноуровневого обучения на различных этапах урока, необходимо добиваться более прочного усвоения учебного материала учащимися.
Принцип составления заданий разного уровня сложности.
Начинать следует с представления всего учебного курса как системы, т.е. провести первичное структурирование содержания. Когда в структуре содержания будут конкретизированы ключевые образовательные идеи, принципы, положения, тогда легче будет отбирать собственно химические знания. С этой целью я выделяю стержневые линии целого курса согласно требованиям государственного стандарта и затем по каждой линии для каждой группы выделяю то содержание, которое будет обеспечивать развитие представлений по рассматриваемой линии.
Следующий шаг состоит в том, чтобы создать разноуровневую программу. Она состоит из комплексной дидактической цели и совокупности дифференцированных учебных занятий.
Тематический блок
Овладение содержанием ←Комплексная цель→Формирование умений
Закрепление ранее полученных Воспитание ответственности за знаний за результат своего труда
Тематическое планирование осуществляется для укрупненных единиц усвоения и предусматривает подготовку технологической карты для учащихся, в которой по каждой единице указаны уровни ее усвоения: 1) знание (запомнил, воспроизвел, узнал); 2) понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал); 3) применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации); 4) обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое); 5) оценка (определил ценность и значение объекта изучения). Для каждой единицы содержания в технологической карте закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных или тестовых заданий. Преподаватель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный. При этом он четко выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, на том или ином уровне.
Разноуровневые задания можно использовать на различных этапах урока, иногда целесообразно включать лишь отдельные его элементы. Если новый материал дается фронтально, уровневую дифференциацию можно использовать при закреплении нового материала, при даче и проверке домашнего задания, а также при написании проверочных работ и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Предлагаю вашему вниманию задания трех уровней для урока -систематизация знаний по теме : «Алканы».
Тема: « Предельные углеводороды»
Планируемые достижения целей:
Состав, строение предельных углеводородов.
Номенклатура предельных углеводородов.
Гомология.
Изомерия.
Составление структурных формул.
Физические свойства.
Химические свойства.
Способы получения.
Применение.
Нахождение молекулярной формулы углеводорода по плотности и массовым долям элементов, по продуктам сгорания.
Минимальный уровень
Напишите общую формулу алканов.
Напишите молекулярную и структурные сокращенные формулы углеводорода, состоящего из 5 атомов углерода. Назовите вещество.
Составьте для 2,2,3- триметилпентана формулы двух гомологов и назовите их.
Сколько веществ изображено следующими формулами:
а) С - С- С – С б) С – С – С – С –С в) С- С-С-С –С г) С-С-С-С-С
│ │ │ │
С С С С
Составьте структурные формулы следующих веществ:
а) 2-метилбутан б) 2,4- диметилгексан в) н- гептан
6. Охарактеризуйте физические свойства метана.
7. Химические свойства пентана – напишите уравнения возможных реакций.
8. Напишите уравнения реакций получения метана.
9. Cоставьте уравнение реакции, лежащей в основе использования метана как источника энергии.
10. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 85,7% углерода и 14,3% водорода; плотность по водороду углеводорода равна 28.
Общий уровень.
Составьте сокращенные структурные формулы всех изомеров гексана. Назовите их.
Для вещества 2,3- диметилпентана напишите структурные формулы одного гомолога и одного изомера. Назовите их.
Какое пространственное строение имеет метан? Как строение отражается на химических свойствах метана?
Химические свойства бутана – напишите уравнения возможных реакций.
С какими веществами может реагировать пропан: хлор, водород, кислород, перманганат калия? Напишите возможные уравнения реакций.
Пропан-бутановая смесь может использоваться как топливо. Напишите уравнения реакций, лежащих в основе этого применения.
Осуществите превращение:
Этан→бромэтан→бутан→изобутан
Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 83,3% углерода ; плотность по воздуху углеводорода равна 2,48.
Продвинутый уровень.
Выберите из веществ алканы и назовите их: C2H6 C4H6 C2H4 C6H14 C5H8 C7H16 C3H8 C9H18
Для вещества 1,3,3- триметилпентана напишите структурные формулы одного гомолога и одного изомера. Назовите их.
Какое пространственное строение имеет пропан? Как строение отражается на химических свойствах пропана? Покажите на примере.
Температура кипения какого углеводорода больше: н-гексана или 2,2-диметилбутана? Почему?
Составьте уравнения реакций: а) горение этана; б) изомеризации н-пентана; в) хлорирование бутана; г) пиролиз метана. Укажите условия протекания реакций, дайте названия веществам.
Почему тетрахлорметан используют как средство для тушения пожаров?
Осуществите превращение:
СН3СООNa→? →?→С2Н6
Установите формулу углеводорода, если при полном сжигании 0,7г его получили 1,12л углекислого газа (н.у.) и 0,9г воды. Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 42.
Задача № 3 определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям
Критерии оценивания:
Репродуктивный (оценка «3»)
Продуктивный (оценка «4»)
Творческий (оценка «5»)
1-ый уровень - репродуктивный (минимальный). Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно рассмотренные ранее задачи, то за выполнение такого задания они получают отметку «3».
2-ой уровень – продуктивный (причинно-следственных связей). Здесь выполнение заданий требует мыслительных операций, понимания и установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Если учащиеся выполняют задания этого типа, то они получают отметку «4».
3-ий уровень – творческий (продвинутый). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых кроме явной присутствует и скрытая связь; ориентируются на общие и межпредметные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и нестандартные ситуации. Часто у этих детей развито исследовательское мышление. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5».
Если это урок — урок предъявления нового материала, то необходимо выделить три этапа. Основное главное содержание знаний, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Традиционное значение этого этапа состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию (объяснительно-иллюстративный этап). Например, на уроке по теме “Кислоты как электролиты” это будет выглядеть так:
ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Новый материал предлагаю учащимся изучить, работая с карточками – путеводителями, которые лежат на столах. Работая с карточками, учащиеся делают себе пометки в тетрадях. (Работу можно проводить в группах.)
Карточка – путеводитель
1.Свойства, определяемые наличием ионов водорода.
Взаимодействие с металлами. Взаимодействие с оксидами металлов. Взаимодействие с основаниями. | В пробирку поместите кусочек цинка и прилейте раствор кислоты. Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде. Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции. Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции. |
2. Свойства, определяемые наличием кислотных остатков.
Качественные реакции. | I ряд: к раствору серной кислоты прилейте раствор сульфата бария; II ряд: к раствору соляной кислоты прилейте раствор нитрата серебра; III ряд: к раствору ортофосфорной кислоты прилейте раствор хлорида алюминия; Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде. |
3. Свойства, обусловленные свойствами молекул кислот, такими как сила кислоты, прочность молекулы, летучесть.
Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой. | Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции. |
Перед учащимися на первом этапе поставлена задача – овладеть определенными знаниями. Я как учитель осуществляю на этом этапе общий контроль за работой учащихся, оказываю им оперативную помощь и корректирую их действия.
На втором этапе, в основу которого положен эвристический (частично - поисковый) метод обучения, готовлю учащихся к самостоятельному решению проблем ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работая с карточками-путеводителями, учащиеся составляют отчет (коллективный рассказ) по каждой части карточки. Одновременно вместе со всем классом ведем обсуждение предложенных отчетов.
Обсуждение химических свойств кислот дополняю лабораторными и демонстрационными опытами, с объяснением и анализом каждого опыта.
Сведения, полученные на данном этапе, делают общую картину более целостной. Цель второго этапа (II уровня) — формирование у учащихся умений применять знания не только полученные на конкретном уроке при объяснении учителем, но и обращаться к дополнительной литературе; умений интегрировать свои знания.
На третьем этапе предлагаются развивающие сведения, при этом существенно углубляется материал. Предлагаемые задания должны носить исследовательский характер. На уроке “кислоты как электролиты” учащимся предлагаю выполнить задание на практическое исследование:
РЕЗЮМЕ
Выполните и допишите уравнение реакции:
Здесь заметим, что исследовательская работа в группах не устраивает большинство хорошо успевающих и заинтересованных учащихся. Они предпочитают самостоятельную работу по решению той или иной проблемы, сложной задачи. Это приходиться учитывать и переходить на индивидуальную работу с учащимися. Третий этап урока, как правило, дает логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения знаний. Применение дифференцированного обучения при изучении нового материала дает учителю большие возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Если это урок — урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тесты. На данном уроке действует свобода выбора, т.е. ученик сам выбирает задания любого уровня по своим способностям, знаниям и умениям, интересам и т.д. Главное - развивается понимание, что к контролю надо готовиться самостоятельно и серьезно; надо, прежде всего, надеяться на свои силы, знания, относиться к работе ответственно.
Активное познание в области химии предполагает работу учащихся с использованием различных видов ученического эксперимента на уроке. Ученический эксперимент играет огромную роль в изучении и понимании данного предмета, так как это средство познания, которое делает изучение химии наглядным, ярким, интересным, включая учащихся в учебно-познавательный процесс. Систематическое использование эксперимента на уроках химии помогает бороться с формализмом знаний, развивает умение наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изучения теорий и законов. Экспериментальные задачи целесообразно распределять по вариантам, чтобы добиться большей самостоятельности и активности учащихся в процессе работы. Задание каждого варианта должно быть разработано в трех уровнях сложности, чтобы дать ученику возможность выбора задания по своему усмотрению. Оценка за выполнение задания каждого уровня сложности определяется учителем, как и во всех практических работах.
Разберем на конкретном примере. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
Она имеет принципиальное значение, так как учащиеся впервые встречаются с новой формой химического эксперимента – экспериментальными задачами, при решении которых должна проявляться их полная самостоятельность в практическом применении знаний. В связи с тем, что целью работы является повторение и применение знаний, выполнение практической работы наиболее правильно организовать так:
Продумать задание и наметить, какие вещества будут использованы, каковы условия реакции и какой результат следует ожидать.
Выполняя опыт, тщательно следить за явлениями, его сопровождающими.
3.Оформить работу можно по следующей схеме:
Наименование опыта | Что делали | Что наблюдали | Уравнение реакции и ее тип | Вывод |
| | | | |
Тексты задач могут быть такими:
1 уровень
Получите из оксида кальция гидроксид кальция. Докажите с помощью индикатора, что полученное вещество является щелочью.
Из гидроксида меди и соляной кислоты получите оксид меди и хлорид меди.
Распознайте в пробирках без надписей растворы гидроксида калия, серной кислоты и воды.
2 уровень
1.Докажите, что оксид кальция – основной оксид.
2. Получите оксид меди из гидроксида меди. Докажите, что оксид меди – основной оксид.
3. Получите карбонат кальция.
Получите двумя способами сульфат кальция.
Получите двумя способами хлорид меди.
Докажите, что из двух выданных растворимых оксидов (оксиды фосфора и кальция) один кислотный, а другой основной.
3 уровень
1. Исходя из оксида меди, получите гидроксид меди.
2. Осуществите превращения по схеме: гидроксид железа (III) оксид железа (III) нитрат железа (III)
3. Составить уравнения реакций, характеризующих свойства кислот, из имеющихся на столе реактивов.
В этом случае на столы выдают различные вещества, из которых ученики отбирают нужные им для работы. Затем они составляют уравнения реакций и проделывают опыты.
Задания для осознания и осмысления новой учебной информации по теме «Реакции ионного обмена»:
1. Репродуктивное (типовое).
Закончить уравнение реакции в молекулярной и ионной форме:
K₂ SO₄ + BaCl₂ ….. + ……
2. Конструктивное.
Написать уравнение возможной реакции в молекулярной и ионной форме:
а) азотная кислота + гидроксид калия
б) карбонат натрия + хлорид магния
3. Творческое.
Предложите две реакции, при которых в одной выделяется газ, в другой - выпадает осадок. Написать уравнения этих реакций в молекулярной и ионной форме.
Выпадение белого осадка.
Чтобы учащиеся успешно сдавали итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах, разноуровневую технологию можно использовать с восьмого класса, проводя самостоятельные и контрольные работы в трех уровнях. В конце каждого полугодия проводить итоговые контрольные в форме ЕГЭ, где учащимся предлагается работа, состоящая из трех частей. Данная технология проверки знаний учащихся позволяет устранять пробелы в знаниях на более раннем этапе обучения, тем самым способствуя психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Анализ результатов работы по теме: « Использование разноуровнего обучения на уроках химии» позволяет сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать следующие приемы:
Требования к обучающимся при разноуровневым обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы свои знания.
Обязательное условие организации обучения – знание преподавателем уровня обученности и развития познавательных умений и индивидуальных качеств обучающихся.
Условия реализации разноуровневого обучения: достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п.) систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учеников; сознательное обучение ребят приемам познавательной деятельности.
Хочется напомнить в заключении, мудрую мысль педагога ХХ столетия Валерия Александровича Сухомлинского:
« Все дети талантливы по-своему». И самая важная задача преподавателя – помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности, включить их в творческую деятельность»Спасибо за внимание!