СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации представлен опыт работы по использованию оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога»

Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога Педагог – психолог Булаева О.В.

Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога

Педагог – психолог Булаева О.В.

Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной и вестибулярной Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.

Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной и вестибулярной

Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.

Это сказка для детей, где всё светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает     Это сказка для детей, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Это сказка для детей, где всё светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает

Это сказка для детей, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.

Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.

 Занятия в сенсорной комнате направлены на:    Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений  Снятие эмоционального и мышечного напряжения  Коррекцию психоэмоционального состояния  Развитие коммуникативной сферы  Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы  Развитие психических процессов Занятия в сенсорной комнате направлены на: * Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений * Снятие эмоционального и мышечного напряжения * Коррекцию психоэмоционального состояния * Развитие коммуникативной сферы * Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы * Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.

Занятия в сенсорной комнате направлены на:

  • Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • Коррекцию психоэмоционального состояния
  • Развитие коммуникативной сферы
  • Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы
  • Развитие психических процессов

Занятия в сенсорной комнате направлены на:

* Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений

* Снятие эмоционального и мышечного напряжения

* Коррекцию психоэмоционального состояния

* Развитие коммуникативной сферы

* Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы

* Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.

Показания к занятиям в сенсорной комнате:

  • психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния
  • задержки психомоторного и речевого развития
  • резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.
  • аутизм
  • адаптационные расстройства
  • трудности усвоения программного материала
  • явления нарушенного поведения
  • нарушения эмоциональной сферы
  • психосоматические заболевания
  • различные психологические проблемы

Показаниями к занятиям в сенсорной комнате являются различные

психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;

задержки психомоторного и речевого развития;

резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.

аутизм (легкие формы);

адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);

трудности усвоения программного материала;

явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность) нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость) психосоматические заболевания;

различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Результаты пребывания в сенсорной комнате:  улучшение настроения  появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир  получение положительных эмоций  нормализация сна  снижение тревожности и беспокойства  уменьшение раздражительности и проявлений  агрессии Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов : • улучшение настроения; • появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир; • получение положительных эмоций; • нормализация сна; • снижение тревожности и беспокойства; • уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

Результаты пребывания в сенсорной комнате:

  • улучшение настроения
  • появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир
  • получение положительных эмоций
  • нормализация сна
  • снижение тревожности и беспокойства
  • уменьшение раздражительности и проявлений

агрессии

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов :

• улучшение настроения;

• появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

• получение положительных эмоций;

• нормализация сна;

• снижение тревожности и беспокойства;

• уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

Результаты пребывания в сенсорной комнате:  отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости  повышение иммунитета  ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний  ускорение процессов мозговой активности  стимуляция познавательных процессов и двигательной активности • отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости; • повышение иммунитета; • ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний; • ускорение процессов мозговой активности; • стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Результаты пребывания в сенсорной комнате:

  • отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости
  • повышение иммунитета
  • ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний
  • ускорение процессов мозговой активности
  • стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

• отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

• повышение иммунитета;

• ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

• ускорение процессов мозговой активности;

• стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Противопоказания для проведения сеансов в сенсорной комнате:  глубокая умственная отсталость  инфекционные заболевания  Частичные противопоказания - наличие у ребенка частых эпилептических припадков Не смотря на перечисленные достоинства, имеются п ротивопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате: - глубокая умственная отсталость  - инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

Противопоказания для проведения сеансов в сенсорной комнате:

  • глубокая умственная отсталость
  • инфекционные заболевания

Частичные противопоказания - наличие у ребенка частых эпилептических припадков

Не смотря на перечисленные достоинства, имеются п ротивопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате:

- глубокая умственная отсталость

- инфекционные заболевания.

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

  • Астенические проявления
  • Коммуникативные нарушения
  • Синдром гиперрактивности
  • Эпилептический синдром
  • Психоневрологические заболевания
  • Нарушения зрения
  • Нарушение слуха
  • Тревожные дети

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

 Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.

 Коммуникативные нарушения. Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

 Синдром гиперактивности, (двигательной расторможенности). Для занятий с такими детьми в тёмной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.

 Эпилептический синдром. Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например, такие, как зеркальный шар. Нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

 Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами

 Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

 Нарушение слуха. Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.

 Тревожные дети. При работе с такими детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Занятия в сенсорной комнате могут носить  Пассивный характер (расслабляющие, успокаивающие упражнения)  Активный характер (развивающие сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки) В зависимости от показаний, занятия в сенсорной комнате могут носить пассивный (расслабляющий, успокаивающий характер) или активный (развивающий сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки).

Занятия в сенсорной комнате могут носить

  • Пассивный характер (расслабляющие, успокаивающие упражнения)
  • Активный характер (развивающие сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки)

В зависимости от показаний, занятия в сенсорной комнате могут носить пассивный (расслабляющий, успокаивающий характер) или активный (развивающий сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки).

Занятия пассивного характера При пассивных занятиях практикуется метод релаксации (от лат.Relaxatio – облегчение, расслабление), при этом используются плавные звуковые и музыкальные эффекты, ароматерапия, расслабляющий тактильный массаж, терапевтические словесные методы.

Занятия пассивного характера

При пассивных занятиях практикуется метод релаксации (от лат.Relaxatio – облегчение, расслабление), при этом используются плавные звуковые и музыкальные эффекты, ароматерапия, расслабляющий тактильный массаж, терапевтические словесные методы.

Занятия активного характера Активные занятия проводятся в игровой ситуации с сочетанием свето-, цвето-, звуко-терапией, используются танцевальные упражнения, дидактические, подвижные, конструктивные игры, приёмы сказкотерапии, визуализации. Иногда активные и пассивные приёмы чередуются или сочетаются в одно посещение.

Занятия активного характера

Активные занятия проводятся в игровой ситуации с сочетанием свето-, цвето-, звуко-терапией, используются танцевальные упражнения, дидактические, подвижные, конструктивные игры, приёмы сказкотерапии, визуализации.

Иногда активные и пассивные приёмы чередуются или сочетаются в одно посещение.

Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока: Релаксационный Активационный Общеоздоровительный В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС (релаксация или активация) – оборудование сенсорной комнаты нашей школы можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки.

Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока:

  • Релаксационный
  • Активационный
  • Общеоздоровительный

В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС (релаксация или активация) – оборудование сенсорной комнаты нашей школы можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки.

Релаксационный блок мягкое покрытие пола, маты пуф с гранулами сухой интерактивный бассейн В релаксационный блок входят мягкое покрытие пола, маты, пуф с гранулами, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками).

Релаксационный блок

  • мягкое покрытие пола, маты
  • пуф с гранулами
  • сухой интерактивный бассейн

В релаксационный блок входят мягкое покрытие пола, маты, пуф с гранулами, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками).

Релаксационный блок светильники игрушки Светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков).

Релаксационный блок

  • светильники
  • игрушки

Светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков).

Релаксационный блок проектор «Звездное небо» воздушно-пузырьковая панель проекционный прожектор Проектор «Звездное небо», воздушно-пузырьковая панель, проекционный прожектор. Также расслаблению способствует наличие аромалампы, спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы.

Релаксационный блок

  • проектор «Звездное небо»
  • воздушно-пузырьковая панель
  • проекционный прожектор

Проектор «Звездное небо», воздушно-пузырьковая панель, проекционный прожектор. Также расслаблению способствует наличие аромалампы, спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы.

Активационный блок сухой душ из атласных лент зеркальные шары с подсветкой сенсорная панель Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами, которые привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – у нас это сухой душ из атласных лент. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования. В этот блок также входят проекционный прожектор, зеркальные шары с подсветкой, сенсорная панель.

Активационный блок

  • сухой душ из атласных лент
  • зеркальные шары с подсветкой
  • сенсорная панель

Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами, которые привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – у нас это сухой душ из атласных лент. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования. В этот блок также входят проекционный прожектор, зеркальные шары с подсветкой, сенсорная панель.

Активационный блок световая каскадирующая трубка «Фонтан» волшебная нить Световая каскадирующая трубка «Фонтан», волшебная нить с цветными светодиодными лампочками внутри.

Активационный блок

  • световая каскадирующая трубка «Фонтан»
  • волшебная нить

Световая каскадирующая трубка «Фонтан», волшебная нить с цветными светодиодными лампочками внутри.

Активационный блок стол для песочной анимации светильник «Пламя» сухой интерактивный бассейн Стол для песочной анимации с кнопками переключения, светильник «Пламя». Можно также использовать и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.

Активационный блок

  • стол для песочной анимации
  • светильник «Пламя»
  • сухой интерактивный бассейн

Стол для песочной анимации с кнопками переключения, светильник «Пламя». Можно также использовать и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.

Также мы прячем различные предметы в этом бассейне, а водящий ищет. Или устраиваем соревнования, кто больше наловит рыбы или найдёт предметов. Конечно, это всё связывается с темой занятия.

Также мы прячем различные предметы в этом бассейне, а водящий ищет. Или устраиваем соревнования, кто больше наловит рыбы или найдёт предметов. Конечно, это всё связывается с темой занятия.

Практически в конце каждого занятия дети ловят волшебные капельки дождя. В зависимости от темы занятия эти капельки могут быть капельками здоровья, счастья, успеха, дружбы и т.п…Иногда эти капельки материлизируются и превращаются в волшебные хрусталики, которые дети забирают с собой как талисман. Таким образом, применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка.

Практически в конце каждого занятия дети ловят волшебные капельки дождя. В зависимости от темы занятия эти капельки могут быть капельками здоровья, счастья, успеха, дружбы и т.п…Иногда эти капельки материлизируются и превращаются в волшебные хрусталики, которые дети забирают с собой как талисман.

Таким образом, применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка.

Общеоздоровительный блок наборы мячей: гимнастические, массажные, мячи с ручками мягкие модули генератор запахов Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести генератор запахов.

Общеоздоровительный блок

  • наборы мячей: гимнастические, массажные, мячи с ручками
  • мягкие модули
  • генератор запахов

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести генератор запахов.

Общеоздоровительный блок балансировочные качели балансировочные диски  сенсорная дорожка Балансировочные качели и диски, сенсорную дорожку, которая предназначена для исследования и тактильной стимуляции. Балансировочные качели и диски укрепляют вестибулярный аппарат и мышцы всего тела, развивают координацию движений, силу и ловкость, позволяют сформировать хорошую осанку.

Общеоздоровительный блок

  • балансировочные качели
  • балансировочные диски
  • сенсорная дорожка

Балансировочные качели и диски, сенсорную дорожку, которая предназначена для исследования и тактильной стимуляции. Балансировочные качели и диски укрепляют вестибулярный аппарат и мышцы всего тела, развивают координацию движений, силу и ловкость, позволяют сформировать хорошую осанку.

Как я говорила ранее, оборудование сенсорной комнаты можно разделить на 3 блока условно. Но нужно понимать, что оборудование активационного блока также можно успешно использовать и в релаксации. Тот же стол для песочной анимации. Под музыку на нём дети рисуют различные узоры, сюжеты, что способствует расслаблению, снятию напряжения. Зеркальный шар мы тоже используем как для релаксации, так и для усиления активационного воздействия.  

Как я говорила ранее, оборудование сенсорной комнаты можно разделить на 3 блока условно. Но нужно понимать, что оборудование активационного блока также можно успешно использовать и в релаксации. Тот же стол для песочной анимации. Под музыку на нём дети рисуют различные узоры, сюжеты, что способствует расслаблению, снятию напряжения. Зеркальный шар мы тоже используем как для релаксации, так и для усиления активационного воздействия.

 

Вывод:

Занятия в сенсорной комнате с учащимися открывают новые возможности школы по здоровьесбережению детей. Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей с ОВЗ на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.

 

Вывод: Сенсорная комната является мощным инструментом не только релаксационной направленности, но также сенсорного и познавательного развития ребенка. Комфортная обстановка способствует сохранению и укреплению здоровья детей, регуляции психических состояний учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом сопровождении. Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками открывают новые возможности школы по здоровьесбережению детей. Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей с ОВЗ на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Интернет – ресурсы: https://ru.pinterest.com/pin/eye-png-image--839358449278825482 / https ://ru.pinterest.com/pin/630292910374748690 / https:// www.pngegg.com/ru/png-npaou https :// graph.org/Telo-11-03 https://akwatoria.ru/nose/cartoon / https :// pngimg.es/download/98525 https:// педпроект.рф / wp -content/uploads/2022/10/ использование. pdf?ysclid =m0plqnvsz7475087567 https:// infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-ispolzovanie-interaktivnogo-oborudovaniya-i-sensornih-komnat-v-rabote-pedagogapsihologa-3212422.html?ysclid=m0plrgxcc1619524878

Интернет – ресурсы:

  • https://ru.pinterest.com/pin/eye-png-image--839358449278825482 /
  • https ://ru.pinterest.com/pin/630292910374748690 /
  • https:// www.pngegg.com/ru/png-npaou
  • https :// graph.org/Telo-11-03
  • https://akwatoria.ru/nose/cartoon /
  • https :// pngimg.es/download/98525
  • https:// педпроект.рф / wp -content/uploads/2022/10/ использование. pdf?ysclid =m0plqnvsz7475087567
  • https:// infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-ispolzovanie-interaktivnogo-oborudovaniya-i-sensornih-komnat-v-rabote-pedagogapsihologa-3212422.html?ysclid=m0plrgxcc1619524878