Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога
Педагог – психолог Булаева О.В.
Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной и вестибулярной
Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.
Это сказка для детей, где всё светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает
Это сказка для детей, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.
Занятия в сенсорной комнате направлены на:
- Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- Коррекцию психоэмоционального состояния
- Развитие коммуникативной сферы
- Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы
- Развитие психических процессов
Занятия в сенсорной комнате направлены на:
* Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений
* Снятие эмоционального и мышечного напряжения
* Коррекцию психоэмоционального состояния
* Развитие коммуникативной сферы
* Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы
* Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
Показания к занятиям в сенсорной комнате:
- психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния
- задержки психомоторного и речевого развития
- резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.
- аутизм
- адаптационные расстройства
- трудности усвоения программного материала
- явления нарушенного поведения
- нарушения эмоциональной сферы
- психосоматические заболевания
- различные психологические проблемы
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате являются различные
психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
задержки психомоторного и речевого развития;
резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.
аутизм (легкие формы);
адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);
трудности усвоения программного материала;
явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность) нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость) психосоматические заболевания;
различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.
Результаты пребывания в сенсорной комнате:
- улучшение настроения
- появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир
- получение положительных эмоций
- нормализация сна
- снижение тревожности и беспокойства
- уменьшение раздражительности и проявлений
агрессии
Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов :
• улучшение настроения;
• появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
• получение положительных эмоций;
• нормализация сна;
• снижение тревожности и беспокойства;
• уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
Результаты пребывания в сенсорной комнате:
- отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости
- повышение иммунитета
- ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний
- ускорение процессов мозговой активности
- стимуляция познавательных процессов и двигательной активности
• отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
• повышение иммунитета;
• ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
• ускорение процессов мозговой активности;
• стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
Противопоказания для проведения сеансов в сенсорной комнате:
- глубокая умственная отсталость
- инфекционные заболевания
Частичные противопоказания - наличие у ребенка частых эпилептических припадков
Не смотря на перечисленные достоинства, имеются п ротивопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате:
- глубокая умственная отсталость
- инфекционные заболевания.
Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.
Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:
- Астенические проявления
- Коммуникативные нарушения
- Синдром гиперрактивности
- Эпилептический синдром
- Психоневрологические заболевания
- Нарушения зрения
- Нарушение слуха
- Тревожные дети
Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:
Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.
Коммуникативные нарушения. Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.
Синдром гиперактивности, (двигательной расторможенности). Для занятий с такими детьми в тёмной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.
Эпилептический синдром. Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например, такие, как зеркальный шар. Нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами
Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.
Нарушение слуха. Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.
Тревожные дети. При работе с такими детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Занятия в сенсорной комнате могут носить
- Пассивный характер (расслабляющие, успокаивающие упражнения)
- Активный характер (развивающие сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки)
В зависимости от показаний, занятия в сенсорной комнате могут носить пассивный (расслабляющий, успокаивающий характер) или активный (развивающий сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки).
Занятия пассивного характера
При пассивных занятиях практикуется метод релаксации (от лат.Relaxatio – облегчение, расслабление), при этом используются плавные звуковые и музыкальные эффекты, ароматерапия, расслабляющий тактильный массаж, терапевтические словесные методы.
Занятия активного характера
Активные занятия проводятся в игровой ситуации с сочетанием свето-, цвето-, звуко-терапией, используются танцевальные упражнения, дидактические, подвижные, конструктивные игры, приёмы сказкотерапии, визуализации.
Иногда активные и пассивные приёмы чередуются или сочетаются в одно посещение.
Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока:
- Релаксационный
- Активационный
- Общеоздоровительный
В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС (релаксация или активация) – оборудование сенсорной комнаты нашей школы можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки.
Релаксационный блок
- мягкое покрытие пола, маты
- пуф с гранулами
- сухой интерактивный бассейн
В релаксационный блок входят мягкое покрытие пола, маты, пуф с гранулами, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками).
Релаксационный блок
Светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков).
Релаксационный блок
- проектор «Звездное небо»
- воздушно-пузырьковая панель
- проекционный прожектор
Проектор «Звездное небо», воздушно-пузырьковая панель, проекционный прожектор. Также расслаблению способствует наличие аромалампы, спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы.
Активационный блок
- сухой душ из атласных лент
- зеркальные шары с подсветкой
- сенсорная панель
Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами, которые привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – у нас это сухой душ из атласных лент. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования. В этот блок также входят проекционный прожектор, зеркальные шары с подсветкой, сенсорная панель.
Активационный блок
- световая каскадирующая трубка «Фонтан»
- волшебная нить
Световая каскадирующая трубка «Фонтан», волшебная нить с цветными светодиодными лампочками внутри.
Активационный блок
- стол для песочной анимации
- светильник «Пламя»
- сухой интерактивный бассейн
Стол для песочной анимации с кнопками переключения, светильник «Пламя». Можно также использовать и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.
Также мы прячем различные предметы в этом бассейне, а водящий ищет. Или устраиваем соревнования, кто больше наловит рыбы или найдёт предметов. Конечно, это всё связывается с темой занятия.
Практически в конце каждого занятия дети ловят волшебные капельки дождя. В зависимости от темы занятия эти капельки могут быть капельками здоровья, счастья, успеха, дружбы и т.п…Иногда эти капельки материлизируются и превращаются в волшебные хрусталики, которые дети забирают с собой как талисман.
Таким образом, применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка.
Общеоздоровительный блок
- наборы мячей: гимнастические, массажные, мячи с ручками
- мягкие модули
- генератор запахов
Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести генератор запахов.
Общеоздоровительный блок
- балансировочные качели
- балансировочные диски
- сенсорная дорожка
Балансировочные качели и диски, сенсорную дорожку, которая предназначена для исследования и тактильной стимуляции. Балансировочные качели и диски укрепляют вестибулярный аппарат и мышцы всего тела, развивают координацию движений, силу и ловкость, позволяют сформировать хорошую осанку.
Как я говорила ранее, оборудование сенсорной комнаты можно разделить на 3 блока условно. Но нужно понимать, что оборудование активационного блока также можно успешно использовать и в релаксации. Тот же стол для песочной анимации. Под музыку на нём дети рисуют различные узоры, сюжеты, что способствует расслаблению, снятию напряжения. Зеркальный шар мы тоже используем как для релаксации, так и для усиления активационного воздействия.
Вывод:
Занятия в сенсорной комнате с учащимися открывают новые возможности школы по здоровьесбережению детей. Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей с ОВЗ на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.
Вывод: Сенсорная комната является мощным инструментом не только релаксационной направленности, но также сенсорного и познавательного развития ребенка. Комфортная обстановка способствует сохранению и укреплению здоровья детей, регуляции психических состояний учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом сопровождении. Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками открывают новые возможности школы по здоровьесбережению детей. Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей с ОВЗ на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.
Спасибо за внимание
Интернет – ресурсы:
- https://ru.pinterest.com/pin/eye-png-image--839358449278825482 /
- https ://ru.pinterest.com/pin/630292910374748690 /
- https:// www.pngegg.com/ru/png-npaou
- https :// graph.org/Telo-11-03
- https://akwatoria.ru/nose/cartoon /
- https :// pngimg.es/download/98525
- https:// педпроект.рф / wp -content/uploads/2022/10/ использование. pdf?ysclid =m0plqnvsz7475087567
- https:// infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-ispolzovanie-interaktivnogo-oborudovaniya-i-sensornih-komnat-v-rabote-pedagogapsihologa-3212422.html?ysclid=m0plrgxcc1619524878