СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование шаблонов Ексель для проведения мониторинга

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена осуществлению мониторинга результатов освоения основной образовательной программы в работе учителя-предметника и классного руководителя. Проведение мониторинговых исследований предполагает работу с большими объемами информации. Поэтому встает вопрос о максимальной автоматизации процессов обработки различного типа данных. Эту проблему позволяет решить использование MS Excel в качестве инструмента хранения и обработки данных.

Просмотр содержимого документа
«Использование шаблонов Ексель для проведения мониторинга»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОНЫХ ШАБЛОНОВ EXCEL

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


АННОТАЦИЯ. Статья посвящена осуществлению мониторинга результатов освоения основной образовательной программы в работе учителя-предметника и классного руководителя. Проведение мониторинговых исследований предполагает работу с большими объемами информации. Поэтому встает вопрос о максимальной автоматизации процессов обработки различного типа данных. Эту проблему позволяет решить использование MS Excel в качестве инструмента хранения и обработки данных.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИКТ-компетентность, мониторинг результатов освоения основной образовательной программы, программа Excel, электронный шаблон.

Система оценки достижения планируемых результатов является одним из инструментов реализации требований Государственных образовательных стандартов основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы и направлена на обеспечение качества образования. Изменения, вносимые новыми Государственными образовательными стандартами, актуализировали необходимость появления нововведений, относящихся как к содержанию образования, так и к методике и технологии выявления его результатов. Оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно становится механизмом обратной связи, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования. В ходе реализации стандартов, в целях оптимизации образовательного процесса, педагоги имеют возможность перейти к использованию для сбора и обработки результатов мониторинга посредством электронных шаблонов, созданных в программе MS Excel.

Электронный шаблон – унифицированная форма электронного документа, позволяющая вносить конкретные данные и проводить количественный анализ в автоматическом режиме.

Документ состоит из граф, в которые вписываются имена учащихся и результаты учебной деятельности, остальные показатели считаются автоматически. Данные мониторинга объединяются в сводную таблицу, по которым строятся диаграммы.

При использовании электронных шаблонов:

  • уменьшается время для подсчета данных, создания диаграмм;

  • сокращается количество вычислений;

  • отсутствуют погрешности при вычислении и, в результате, нет необходимости повторного пересчета.

Рассмотрим конкретные примеры использования шаблонов Ексель для проведения мониторинга в образовательной организации.

Шаблон «Мониторинг результатов освоения основной образовательной программы» (Рисунок 1) позволяет учителю-предметнику вести диагностику каждого класса по четвертям, семестрам и по итогам года, формируя базу данных за несколько лет. Учитель вносит следующие данные: класс, количество учащихся, количество полученных отметок различного номинала за четверть. Компьютер автоматически просчитывает средний балл, качество учебных достижений по каждому классу.

Для удобства пользователей, слабо владеющих программой Excel, ячейки, в которых заложены формулы и которые нельзя изменять, окрашены в серый цвет. Этот принцип используется во всех шаблонах. Данная форма позволит педагогу очень быстро отобрать нужную информацию для составления различных отчетов.

Рисунок 1

Аналитическая деятельность пронизывает все фазы деятельности педагога и является основой принятия решений, планирования, прогнозирования и коррекции, реализации воспитательного и образовательного процесса. Шаблон «Мониторинг контрольных работ» (Рисунок 2) поможет учителю - предметнику быстро сделать анализ проведенной контрольной работы, сравнить результаты выполнения контрольных работ по темам, по параллели, по одному классу, вести учет допущенных ошибок, хранить информацию о проведенных контрольных работах за длительный период.

Рисунок 2

В одном документе учитель-предметник может хранить данные по всем контрольным работам за год, по всем классам. В данном шаблоне предусмотрена графа «Выводы», в которую педагог вносит сведения о том, на что необходимо обратить внимание при работе над темой. Учитель, проводя мониторинг, определяет объем, уровень и качество усвоения учебного материала, выявляет пробелы в знаниях, как отдельных учащихся, так и у всего класса, что дает возможность вовремя проанализировать ситуацию, и выполнить коррекцию в знаниях учащихся, спрогнозировать свои действия.

Полноценное осуществление учителем педагогической деятельности предполагает реализацию всех ее компонентов. Причем преподавательская практика предполагает реализацию не только роли учителя-предметника, но и роли классного руководителя. Классный руководитель и его профессиональная компетентность являются системообразующим элементом воспитательной системы общеобразовательной организации, развитие которой приведет к ожидаемым изменениям всего воспитательного пространства. Одним из направлений, которому классный руководитель уделяет повышенное внимание, является контроль над посещаемостью и результатами освоения основной образовательной программы как класса в целом по каждому предмету, так и каждого учащегося в отдельности. Для автоматизации этого направления деятельности может быть использован шаблон «Текущий мониторинг результатов освоения основной образовательной программы и посещаемости». Данная таблица позволяет отслеживать результаты учебной деятельности учащегося и пропуски по каждому предмету. Учителю необходимо вписать фамилию ребенка, указать количество оценок разного номинала по каждому предмету. Остальные показатели (ячейки выделены серым цветом) программа посчитает автоматически.

Рисунок 3

В конце каждой четверти или полугодия классный руководитель подводит итоги результатов освоения основной образовательной программы, анализирует, по каким предметам результаты улучшились, где ситуация – наоборот – стала сложнее, отслеживает динамику каждого учащегося. Для этих целей может быть использован шаблон «Мониторинг результатов освоения основной образовательной программы класса» (Рисунок 4). Работая в этой таблице, учитель заполняет список класса в начале года, на остальных страницах шаблона список дублируется. Оценки вносятся по итогам четверти, остальные колонки заполняются автоматически. Полученные данные позволяют очень быстро подготовиться к классному часу и родительскому собранию, наглядно продемонстрировать родителям результаты окончания четверти, семестра, года, причем затраты времени для обработки данных минимальны.

Рисунок 4

В конце года после заполнения всех страниц файла выстраиваются диаграммы, в которых можно увидеть результаты каждого учащегося в сравнении.

Согласно Приложению №3 к приказу №725 от 23.08.2018 г. «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2018 года № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году» к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования, относятся:

  • ценностные ориентации обучающихся;

  • индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, толерантность, гуманизм и другие).

Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы осуществляется с помощью различных мониторинговых исследований. С этой целью можно использовать шаблон «Индивидуальные личностные характеристики» (Рисунок 5), который дает возможность быстро провести диагностику уровня ценностных ориентаций учащихся класса.

Рисунок 5

Классный руководитель вносит в таблицу фамилии учащихся, выставляет баллы согласно критериям в начале и конце года. Для удобства анализа результатов ячейки в зависимости от результата окрашиваются в разный цвет. По итогам мониторинга можно визуализировать данные в виде диаграмм, сравнив показатели на начало и конец учебного года по каждому учащемуся и по классу в целом.

Проблема мониторинга результатов освоения основной образовательной программы, посещаемости, ведения аналитической диагностики в современной образовательной организации является очень важной. Эту проблему позволяет решить использование MS Excel. Эта программа обладает многими возможностями, присущими современным программам для работы с базами данных. К тому же эта программа имеется во всех образовательных организациях. Использование таблиц Microsoft Excel не только дает возможность оперативного, упорядоченного сбора широкого спектра данных, их первичной обработки, визуализации собранной информации в виде диаграмм, графиков, сводных таблиц, но и использовать встроенные средства поиска, отбора и сортировки данных в таблицах. Поэтому работать с шаблонами в Excel просто, быстро и удобно.

Использование возможностей современных информационно – коммуникационных средств позволяет существенно облегчить ведение документации учителя – предметника, классного руководителя. Такой вариант мониторинга облегчит работу и покажет уровень ИКТ компетентности педагога.

Но хотелось бы отметить, что необходимо за цифрами статистики и работы с электронными программами, не потерять живое общение с учащимися, их развитие в процессе этого общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.: Академия, 2010. — 368 с.

  2. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

  3. Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. Москва, 2010г.

  4. Савва Л.И., Маминов С.В. Мониторинг качества школьного образования в современных условиях / Л.И. Савва, С.В. Маминов // Инновации в современном мире: сб. статей Межд. Научн.-практ. конф. . – Москва: РИО ЕФИР, 2015. – 74, С. 54-57, 55 с.

  5. Третьякова Т.В., Павлова Р.С. Организация мониторинга качества обучения математике на основе результатов единого государственного экзамена // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-1. – С. 156-161

  6. Планета Excel. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.planetaexcel.ru/