У р о к 14.
Использование шаблонов парабол
для построения графика функции у = а (х – т)2 + п
Цель: продолжить формирование умения строить график функции у = а (х – т)2 + п, используя при этом шаблоны парабол.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Для каждого из графиков, изображенных на рисунке, найдите соответствующую функцию:
а) у =
; г) у = х2 + 1;
б) у = –2х2 + 1; д) у =
;
в) у = (х – 1)2 – 2; е) у = (х + 1)2 – 2.
III. Формирование умений и навыков.
Учащиеся выполняют з а д а н и я двух групп:
– построение графика функции у = а (х – т)2 + п с использованием шаблонов;
– построение графика функции у = а (х – т)2 + п с помощью преобразований.
Упражнения:
1-я г р у п п а.
№ 107(а,г), № 112.
2. Используя шаблон параболы у = 2х2, постройте график функций:
а) у = 2 (х + 1)2 – 4; б) у = –2 (х – 3)2 + 2.
3. Используя шаблон параболы у =
х2, постройте график функции:
а) у =
;
б) у =
.
2-я г р у п п а.
1. Постройте графики функции:
а) у =
;
б) у = –3(х – 1)2 + 4;
в) у =
2. Задайте формулой функцию, график которой изображен на рисунке:
IV. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
1. Изобразите схематически графики функций:
а) у = –(х – 3)2;
б) у =
х2 + 1;
в) у = 2 (х + 1)2 – 3.
2. Используя шаблон параболы у = х2, постройте график функций:
а) у = (х + 2)2 – 3;
б) у = –(х – 1)2 + 4.
3*. Задайте формулой функцию, график которой изображен на рисунке:
В а р и а н т 2
1. Изобразите схематически графики функций:
а) у = –2х2 + 3;
б) у =
(х + 2)2;
в) у = –(х – 1)2 – 2.
2. Используя шаблон параболы у = х2, постройте графики функций:
а) у = (х – 3)2 – 2;
б) у = –(х + 1)2 + 5.
3*. Задайте формулой функцию, график которой изображен на рисунке:
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что является графиком функции у = а (х – т)2 + п?
– Как может быть получен график функции у = а (х – т)2 + п из графика функции у = ах2?
– Какие координаты имеют вершины парабол:
у = 2 (х – 3)2 + 4, у =
(х + 1)2 – 5?
Домашнее задание:
№ 108, № 113.
2. Постройте графики функций:
а) у = –2 (х – 1)2 + 3; б) у =
(х + 2)2 – 4.
В а р и а н т 1
1. Изобразите схематически графики функций:
а) у = –(х – 3)2;
б) у =
х2 + 1;
в) у = 2 (х + 1)2 – 3.
2. Используя шаблон параболы у = х2, постройте график функций:
а) у = (х + 2)2 – 3;
б) у = –(х – 1)2 + 4.
3*. Задайте формулой функцию, график которой изображен на рисунке:
В а р и а н т 2
1. Изобразите схематически графики функций:
а) у = –2х2 + 3;
б) у =
(х + 2)2;
в) у = –(х – 1)2 – 2.
2. Используя шаблон параболы у = х2, постройте графики функций:
а) у = (х – 3)2 – 2;
б) у = –(х + 1)2 + 5.
3*. Задайте формулой функцию, график которой изображен на рисунке: