СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование сингапурской методики на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освещение сингапурской технологии, её обучающих структур и краткий обзор опыта реализации данной технологии на уроках. 

Просмотр содержимого документа
«Использование сингапурской методики на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

Использование сингапурской методики на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС


В поисках эффективных путей реализации образовательных задач в учебном процессе каждый педагог сталкивается с необходимостью повысить как мотивацию к учёбе своих подопечных, так и качество обучения детей. Особенно это актуально в современных условиях, когда темпы развития общества вместе с прогрессом ускоряются, а классические методики и подходы могут устареть в одночасье. В наше время для учителя важно не только и не столько доносить до детей знания, но и научить их учиться, развить их коммуникативные навыки и умения, приучить применять их на практике, а также сформировать критическое мышление.

Для меня в данном вопросе открытием стала сингапурская методика. Данная технология обучения основывается на использовании различных методов и технологий, в основном сосредоточенная на использовании разнообразных форм организации учебного процесса, таких как проекты, групповые дискуссии, ролевые игры и так далее. Сингапурская методика, по факту, является обучением в сотрудничестве с огромным разнообразием обучающих структур. Отчасти эта система похожа на советские и российские педагогические разработки Льва Выготского, Василия Давыдова и Даниила Эльконина, однако с использованием современных мультимедийных технологий в образовательном процессе. В итоге мы можем видеть методики Выготского и других светил советской и российской педагогики в современном исполнении, обеспечивающие постоянное приспосабливание учащихся к новой реальности, самостоятельную работу, развитие навыков, которые помогут в будущем, постоянную обратную связь и демонстрирующие важность каждого ученика. Всё это создаёт условия для развития и обучения детей в формате кооперативного, или коллективного, обучения.

В своей практике на уроках английского языка для достижения поставленных целей и задач в рамках ФГОС я использую такие обучающие структуры, как Corners, High Five, Rally Robin, Mix-Pair-Share, Timed-Pair-Share, Team Cheer, Mix-Freeze-Group, Quiz-Quiz-Trade, Stir the Class, Round Table, Take off – Touch down, Tic-Tac-Toe, Jot Thoughts. В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом использования этих обучающих структур. Как правило, они не требуют изменения хода всего урока – включение обучающих структур сингапурской технологии предусматривает изменение лишь одного-двух элементов методики на выбор самого педагога. Опробовав данную методику, я могу разделить данные структуры на две категории:

  1. структуры, обеспечивающие взаимодействие «ученик-ученик», необходимое для развития коммуникации и сотрудничества;

  2. структуры, показывающие взаимодействие «ученик-учебный материал», позволяющие ученикам связывать материал с ранее усвоенными знаниями и рефлексировать о новом учебном материале для развития креативного и критического мышления;

К структурам, демонстрирующим взаимодействие «ученик-ученик», я могу отнести следующие формы организации занятия:

  1. Timed-Pair-Share;

  2. Mix-Pair-Share;

  3. All Write Round Robin;

  4. Mix-Freeze-Group;

  5. Corners;

  6. Take off – Touch down.

Наиболее часто в моём опыте используется обучающая структура Timed-Pair-Share, в рамках которой класс разбивается на пары, и каждые два участника должны делиться развёрнутыми ответами в течении определённого количества времени. Притом, метод деления на пары и порядок ответов обеспечиваются не только рассадкой или алфавитным порядком – в процессе сортировки может начать тот, кто выше ростом, у кого светлее глаза и так далее. Данная методика особо эффективна при работе с учащимися в начальной школе.

Также к структурам, обеспечивающим деление на группы, относятся Mix-Pair-Share, Mix-Freeze-Group и Corners. Mix-Pair-Share и Mix-Freeze-Group представляют из себя смешение учащихся под музыку и образованию пар или групп для обсуждения предложенной темы и формирования как коротких, так и развёрнутых ответов. Структура же Corners обеспечивает распределение учеников по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа с необходимостью в дальнейшем доказать свой выбор. Данные структуры можно применять как для сопоставления ответов, так и для организации групповых дискуссий и проектов.

Особо хочется отметить структуры All Write Round Robin и Take off – Touch down, которые можно применять для опросов, проведения краткого тестирования в устном формате, дискуссий и в целом сопоставления ответов. Так, Take off – Touch down позволяет ученикам вставать и садиться в зависимости от того, согласны они с какими-либо утверждениями или не согласны. В то же время All Write Round Robin представляет из себя зачитывание ответов учащихся по кругу и по одному за раз, тогда как все остальные ученики записывают новые идеи у себя в тетрадях.

Однако коммуникативный компонент и соответствующие ему структуры – не единственный аспект применения сингапурской технологии. К структурам, демонстрирующим взаимодействие «ученик-учебный материал», относятся такие формы организации занятия, как:

  1. Tic-Tac-Toe;

  2. Jot Thoughts;

  3. Quiz-Quiz-Trade;

  4. Stir the Class;

  5. Round Table;

  6. Team Cheer;

  7. High Five.

Как правило, структуры типа «ученик-учебный материал» помогают систематизировать полученные знания, проводить рефлексию или подбирать новые идеи. Так, Tic-Tac-Toe (в переводе буквально «крестики-нолики») используется для развития критического и креативного мышления. Например, на уроках английского учащиеся используют 9 карточек или чертят квадрат из 9 ячеек, и они должны в паре составить предложения с использованием любых трёх слов, находящихся на одной линии. К подбору же идей относятся Jot Thoughts, Quiz-Quiz-Trade и Stir the Class, подразумевающие коллективную работу по поиску идей в игровой форме. И особо стоит отметить родственные «физкультминуткам» структуры Team Cheer и High Five, предлагающие физическую активность в виде простых упражнений для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

Однако, хоть обучающие структуры сингапурской технологии контролируют участие, взаимное уважение и общую увлечённость учащихся, на занятии всё равно необходимо проводить оценивание. Сингапурская технология предполагает использование так называемых «cheers» - специальные действия и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают себе и окружающим настроение и способствуют созданию благоприятной психологической обстановки в классе.

В плане оценивания и рефлексии особо хочется отметить две технологии – «Цветные поля» и «Кубик». Так, с помощью «Цветных полей» педагог может создать психологически благоприятную обстановку на уроках. Суть технологии состоит в разрешении ученикам делать в письменной работе на полях пометки разными цветами с целью обращения к учителю:

  • красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»;

  • желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»;

  • синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»;

  • зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно».

Не менее увлекательно применение и структуры «Кубик». Данная структура подразумевает выбрасывание учащимися кубика, на гранях которого содержатся разнообразные вопросы, например, «Что было трудного?», «Что не удалось на уроке?», «Почему я ошибся?», «Что было непонятного?», «Что было интересного?», «Что было полезного и нужного?», «Что получилось лучше всего?» и так далее. Кубиков может быть два – кубик успехов и кубик неудач – и, отвечая на вопросы, дети сами подводят итоги урока.

Подводя итог, хотелось бы сказать о плюсах и минусах применения данной методики. Как уже писалось выше, применение сингапурской системы обеспечивает постоянное приспосабливание учащихся к новой реальности, их самостоятельную работу, креативность, коммуникативность, критическое мышление развитие навыков, которые помогут учащимся в будущем, постоянную обратную связь учащихся с учителем и демонстрирующие важность каждого ученика. Главным на уроке становится сам ученик и его деятельность, тогда как учителю отводится роль помощника и наставника. Помимо этого, в классе улучшается психологический климат за счёт групповой работы – и, в целом, в группе выше уровень обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний.

Однако есть и свои трудности в реализации обучающих структур сингапурской технологии. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий и поддержания дисциплины. Более того, всё же необходим некоторый контроль над комплектованием групп – при непродуманном формировании некоторые ученики могут и будут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников, тем самым сводя на нет весь собственный прогресс.

И, в заключении, хотелось бы подчеркнуть, что данный опыт, пусть и не всегда успешный, был бесценным. В современных реалиях задача учителя – помочь детям научить учиться, способствовать развитию навыков и компетенций своих подопечных и подготовить их к взрослой жизни, и в этих целях сингапурская технология может быть незаменимой. Она делает практическую работу учителя более интересной и разнообразной, а деятельность ученика – более продуктивной, способствуя изменению статуса учащегося с пассивного слушателя на активного участника учебного процесса и закладыванию основ навыков, которые будут необходимы ему во взрослой жизни.



Изварина Александра Сергеевна,

МАОУ СОШ №109,

Кировский район г. Новосибирска.