Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Грицкевич Милана Геннадьевна, учащаяся учебной группы ДО-193б
Руководитель Шляхова Т.Г., преподаватель методики формирования элементарных математических представлений
В настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, особая роль отводится математическому образованию, так как математика относится к весьма значимым областям знаний и издавна считается «царицей всех наук».
Овладение детьми дошкольного возраста начальными математическими представлениями сначала опирается на предметно-чувственную деятельность, основой которой является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо на начальном этапе овладения математическими знаниями подобрать такие методы обучения, которые позволят обеспечить постепенный переход от конкретных к абстрактным знаниям. Наиболее привлекательной для детского возраста деятельностью, которая рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, и оказывает положительное влияние на его развитие во всех образовательных областях, является игра.
В начале работы над темой были определены:
Цель исследования: изучение психолого-педагогических основ сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста, особенностей руководства ими.
Для достижения цели были поставлены задачи исследования:
1. Изучить и раскрыть сущность понятия игр, классификацию игр.
2. Раскрыть роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных математических представлений.
3. Описать методику руководства сюжетно-дидактическими играми с математическим содержанием в работе со старшими дошкольниками.
4. Изучить опыт работы воспитателя по использованию сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс математического развития старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по проблеме исследования), систематизация, обобщение педагогических фактов и явлений. Практические – изучение опыта работы воспитателя на основе использования интервью и наблюдения.
В процессе работы над темой было раскрыто понятие «игра»:
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире [1, с.40].
Игра - это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения в жизни [2, с.44].
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами [3, с. 4-5].
Традиционная педагогическая наука предлагает классический вариант видовой градации детских игр (по С. Л. Новоселовой) [4, с.286]:
Творческие игры – игры, которые создаются самими детьми, и в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
Игры с правилами – игры, имеющие готовое содержание и установленную последовательность действий.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная Е. В. Зворыгиной, С. Л. Новоселовой, представлена в программе «Истоки». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). (Рисунок 1.1)
Рисунок 1.1- Классификация игр детей дошкольного возраста
Широкие возможности для закрепления, обобщения и уточнения знаний предоставляют дидактические игры, специфика которых состоит в соединении в себе двух начал - игрового и познавательного, что позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно так же классифицировать на следующие группы: игры с цифрами и числами; игры путешествие во времени; игры на ориентирование в пространстве; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.
Вопросом использования дидактических игр, как средства развития математических способностей у детей дошкольного возраста, занимались такие ученые как: Л.А. Венгер, чешский педагог Я.А. Коменский, белорусский советский педагог-методист А.А. Столяр, З.П. Дьенеш, Д. Кюизенер, а также современники методики: Михайлова З.А., Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Носова Е.А., А.В. Белошистой, Т.И. Ерофеевой, A.M. Леушиной, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой, А.А. Смоленцева и др.
При сочетании сюжетно-ролевой и дидактической игр возникает новый вид игры - сюжетно-дидактическая игра, которая активно может использоваться педагогами в различных формах образовательной деятельности, в том числе и при формировании математических представлений.
Роль сюжетно-дидактической игры, помогающей детям старшего дошкольного возраста овладеть элементарными математическими знаниями и умениями, развивать новые познавательные мотивы, раскрыта А. А. Смоленцевой в книге «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» [5, с.97].
Сюжетно-дидактическая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-дидактической игры является сюжет, без него нет самой сюжетно- дидактической игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Длительность сюжетной игры: в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Руководство сюжетно-дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В организации и проведении сюжетно-дидактических игр условно А.А. Смоленцева выделяет три этапа:
1 этап: игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре. Условия позволяют педагогу на первых порах быть её непосредственным участником и через роль включать в неё счёт, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учётом возможностей, знаний и опыта каждого ребёнка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха.
2 этап: игра перерастает в сюжетно-ролевую. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях. Критерием выбора на ведущую роль становится умение сверстников выполнять счётные и измерительные действия. Для поддержания интереса воспитателю необходимо создавать новые игровые ситуации. Например, в играх может неожиданно возникнуть ситуация, когда нужно сравнить числа, разница между которыми выражена числом 2, или произвести счёт группами (двойками, тройками).
3 этап: характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, в том числе и включающие счёт и измерение, самостоятельно, с большим желанием и интересом разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель. Лишь в отдельных случаях он включается в игру, беря на себя какую-либо роль. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т.п.), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счётные задачи. [6].
Во время сюжетно-дидактических игр дети дошкольного возраста:
1) постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых;
2) учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке;
3) развивают память, внимание, детскую индивидуальность, рефлексию, коммуникативные навыки, уровень самоорганизации;
4) развивают элементарные математические представления о: пространстве, форме, величине, времени, количестве;
Рассмотрим какие математические представления и умения можно развивать у детей во время организации и проведения сюжетно-дидактических игр:
В
процессе сюжетно-дидактической игры «Больница» у детей формируются следующие математические представления и умения: порядковый и количественный счёт, закрепляются знания цифр в пределах 10, закрепляется ориентировка на листе бумаги, ориентировка на теле «пациентов», а также закрепляются пространственно-временные связи. (фото 1)
Фото 1. Сюжетно-дидактическая игра «Больница»
Включение игры «Супермаркет» формируют следующие математические представления и умения: порядковый и количественный счёт, запись своих подсчётов (закрепляются знание цифр в пределах 10, измерение тканей, лент, закрепляется ориентировка на листе бумаги, закрепляются пространственные умения. (фото 2)
Во время игры «Почта» дети в роли почтальона определяют количество газет, писем, журналов ,которые им нужно разнести; иными словами закрепляют порядковый и количественный счёт, а также развивают временные ориентировки: до какого дня (числа месяца) ему необходимо доставить письмо.
П
осредством сюжетно-дидактической игры «Школа» формируются буквально все математические представления о счёте, геометрических фигурах, времени, пространстве, величине.
Фото 2. Сюжетно-дидактическая игра «Супермаркет»
В сюжетно-дидактической игре «Ателье» также упражняют в порядковом и количественном счете, закрепляют умение пользоваться мерками при определении протяжённости и объёма, умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
Таким образом, можно сказать следующее, в процессе организации игр дети имеют возможность закреплять, попрактиковать ранее сформированные элементарные математические представления и умения интересным для них способом – с помощью сюжетно-дидактических игр.
Литература
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – СПБ.: 2017. – 208 с.: ил. – (Серия «Родителем о детях»).
Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 1987.- №7.- с.44
Крупская Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К Крупская // Игры детей / [под ред. Е.И. Волковой]. –М.: Учпедгиз, 1948, с. 4-5.
Новоселова С.Л. Игра дошкольника (редактор, автор статей). – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: кн. для воспитателя дет. сада / А. А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987. - 97 с. : ил.
Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: кн. для воспитателя дет. сада / А. А. Смоленцева. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1993. - 95 с. : ил.