СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия – один из видов  здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет

мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая

при этом самые разные задачи. Сказка  является наиболее эффективным

и проверенным способом и  средством воспитания и обучения  детей, а также

одним  из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или

 иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у

ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие

проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость

 и неуверенность в себе.

Сказка  позволяет ребенку актуализировать,  осознать свои проблемы, и

увидеть различные пути   их решения.

Просмотр содержимого документа
«Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Использование сказкотерапии в работе с детьми

дошкольного возраста

 «Сказка - ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок» Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные способы выхода из затруднительных положений.  Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное русло - русло самопознания и безграничного творчества.   «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»  Д. Родари

«Сказка - ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок»

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с

которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша,

который был бы равнодушен к сказке.

Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться

слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает

ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные

способы выхода из затруднительных положений. 

Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою

детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи.

В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное

русло - русло самопознания и безграничного творчества.

 

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы  войти   в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»

Д. Родари

Сказкотерапия Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или  иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость  и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет

мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая

при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным

и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также

одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или

иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у

ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие

проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость

и неуверенность в себе.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и

увидеть различные пути их решения.

 Виды сказок  (классификация Зинкевич - Евстигнеевой):

Виды сказок (классификация Зинкевич - Евстигнеевой):

Художественные сказки  Художественные сказки делятся на народные и авторские.  Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей  позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному  человеку.   Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Художественные сказки

Художественные сказки делятся на народные и авторские.

Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей

позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному

человеку.

  Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки  Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях.  Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным .

Дидактические сказки

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным .

Диагностические сказки Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Диагностические сказки

Диагностические сказки позволяют определить наличие

проблемы у ребёнка, а также определить его характер и

отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок

отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-

трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно

застенчивый, с повышенным уровнем тревожности.

Диагностическая сказка может способствовать выявлению

состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить

вслух.

 Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. 

Психокоррекционные сказки

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на

поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на

более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то

есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку

положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что

ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет

стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе

со своими страхами и проблемами. 

Медитативные сказки Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные   сказки   рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе , создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…»

Медитативные сказки

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей,

учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является

отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Медитативные   сказки   рассказываются под специальную музыку,

способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают,

вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с

самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе , создают

атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают

напряжения и возбуждения.

Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки

прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает

глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами

отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...»

или «в волшебный лес…»

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен но человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет.  Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория.

Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и

сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети

часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в

них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен но

человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и

ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях

содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. 

Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно

применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным

средством воздействия сказкотерапия становится только тогда,

когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и

реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже

4-х лет.

Приёмы работы со сказкой: Чтение сказки и её анализ Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки?

Приёмы работы со сказкой:

Чтение сказки и её анализ

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой

сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

  • О чём сказка?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какие герои запомнились? Почему?
  • Что случилось с тем или иным персонажем?
  • Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
  • Какие чувства, какое настроение после сказки?
  • Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
  • Случались ли у тебя похожие ситуации?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?
Приёмы работы со сказкой: Рассказывание сказок : Рассказывание сказки от первого или третьего лица .   Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».   Групповое рассказывание сказок. Каждый  из группы детей по очереди  рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки. Первый ребенок  говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.   

Приёмы работы со сказкой:

Рассказывание сказок :

  • Рассказывание сказки от первого или третьего лица

Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

  •   Групповое рассказывание сказок. Каждый  из группы детей по очереди

рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.

  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
  • Групповое придумывание сказки. Первый ребенок  говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.

 

Приёмы работы со сказкой:

Проигрывание эпизодов сказки, драматизация

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые

эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в

ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо

отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно

будут проиграны.

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается

на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои

движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с

куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые

обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисование по мотивам сказки

-  рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

  • любимого сказочного героя,
  • сказочной страны
  • Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или

другого чувства, которое беспокоило.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит:

  • Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу).

Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч,

ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько

приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!"

  • Основную часть , где педагог рассказывает детям новую сказку, использует

разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование

сказки, рисование сказки) Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких

ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

  • Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель

подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на

занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость

приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в

которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня.

  • Ритуал «выхода из сказки».  Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с

собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Сочинение сказок Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:  

Жили – были…

Начало сказки, встреча с ее героями. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 

И вдруг однажды…

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью, и приписать герою все переживания ребенка. 

Из – за этого….

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация

Развязка                                               

Герои сказки справляются с трудностями

Результат действий героев сказки:

Мораль сей сказки такова…

«-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан;

Герои сказки извлекают уроки из своих действий,

«+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.

их жизнь радикально изменяется

Развязка коррекционной сказки должна быть позитивной

 Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены . Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических

здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены .

Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!