Использование современных игровых пособий из фетра, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В последе время возрастает численность детей с тяжелыми нарушениями речи, задерживающими формирование речевых компонентов. Индивидуальный темп усвоения навыков речи определяется сложностью первичного дефекта и его формой. В нашем ДОУ основной контингент обучающихся в логопедической группе - дети с общим недоразвитием речи. Это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Одним из ведущих признаков позднее появление речи, дефекты произношения и фонемообразования. ОНР наблюдается при сложных формах детской речевой патологии и часто имеет сопутствующий дефект – дизартрию, что связано с органическим поражением речевых зон центральной и переферической нервной системой. Категория детей, имеющих ТНР, не овладевают самостоятельно речью. У таких детей нарушена и понятийная сторона речи, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству. Поэтому процесс правильного формирования произношения у детей с ТНР является особо сложным процессом. У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.
Необходимо изыскивать новые приемы и методы, активизирующие умственную и практическую деятельность детей, способствующие повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
Поэтому учитывая повышенную утомляемость детей с ОВЗ, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, нарушения в восприятии у детей важно было создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении. В связи с этим в процессе моей работы возникла проблема – недостаток интереса у детей, трудности в удержании их внимания во время занятий, в формировании желания заниматься и добиваться необходимых результатов.
Исходя из проблемы, поставила цель - воспитание мотивации, интереса у детей путём использования современных игровых пособий для успешной и эффективной коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели наметила следующие задачи:
- осуществить поиск как современных игр, используемых в логопедической практике;
- создать авторские пособия и внедрить в практику работы;
- обогатить предметно-развивающую среду путём изготовления авторских наглядных пособий, воспитывающих устойчивый интерес;
- внедрить в практику работы современные игровые методы и приёмы проведения артикуляционной гимнастики.
Использование современных образовательных технологий на этапе становления общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень развития потенциальных способностей ребёнка.
Поскольку дошкольное образование, является важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят. Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же педагог можете иметь самый передовой опыт, проводить самую точную диагностику и работать по самой лучшей методике, но если ребенок не старается - усилия напрасны. Насколько ребенок увлечен, настолько и эффективны занятия. Я знаю, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому взяла основные методики, по которым работаю с детьми, и переложила упражнения в формат современных образовательных и воспитательных игр. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием делает то, что нужно.
Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи – это очень сложный и продолжительный процесс. Начальный этап коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Она помогает достигнуть необходимой подвижности и гибкости органов артикуляции, правильной координации артикуляционных движений, их силы и точности. Следующий этап – постановка звука.
Одной из основных и наиболее важных рекомендаций по коррекции звукопроизношения (на разных этапах работы: артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков) – ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений.
Работа по выработке нужного мышечного тонуса, удержание нужной артикуляционной позы и закреплению поставленного звука в речи одна из самых монотонных и длительных, требующая от ребенка многократного повторения материала. Поэтому зачастую дети выполняют задания без интереса. К тому же современные дошкольники избалованы обилием игрушек и гаджетов. И заинтересовать их на занятии достаточно трудно. Решая задачи по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, я находилась в постоянном поиске необычных идей, которые хотела воплотить их в новые технологии и приемы.
Звуковые дорожки из фетра. Пособие представляет собой несколько прямоугольников из фетра с различными изображениями по теме игр: «Холодный ветерок», «Песенка осы», «В гости на машине», «Самолет учится летать», «Жук жужжит».
Цель пособия: вызывание звуков речи, их автоматизация. Последовательность автоматизации звуков можно изменять в зависимости от задач педагога, этапа работы, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Волшебная звуковая дорожка «Холодный ветерок».
Цель: автоматизация звука [С]изолированно и в слогах.
Фетровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста
П
рименение: индивидуальная форма работы.
Вариант игры:
Ребенок делает вдох и непрерывно произносит звук [С], одновременно передвигая снежинку по ленточке. После того, как у ребенка получился правильный звук, лучше всего сразу же закреплять его в слогах. Логопед: Давай с тобой споем песенки для снеговика: СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ИС - одновременно при произношении слогов, ребенок, передвигает снежинку без остановки, следя за верным произношением.
Волшебная звуковая дорожка «Песенка осы».
Цель: автоматизация звука [З] изолированно и в слогах.
Ф
етровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста
Применение: индивидуальная форма работы.
Вариант игры:
Ребенок делает вдох и непрерывно произносит звук [З], одновременно передвигая снежинку по ленточке. После того, как у ребенка получился правильный звук, лучше всего сразу же закреплять его в слогах.
Логопед: Давай с тобой споем песенки для снеговика: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, - одновременно при произношении слогов, ребенок, передвигает снежинку без остановки, следя за верным произношением.
Волшебная звуковая дорожка «в гости на машине».
Цель: автоматизация звука [Р] изолированно и в слогах.
Ф
етровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста
Применение: индивидуальная форма работы.
Вариант игры:
Ребенок делает вдох и непрерывно произносит звук [Р], одновременно передвигая снежинку по ленточке. После того, как у ребенка получился правильный звук, лучше всего сразу же закреплять его в слогах.
Логопед: Давай с тобой споем песенки для снеговика: АР, ОР, УР, ИР РА, РО, РУ, РЫ, - одновременно при произношении слогов, ребенок, передвигает снежинку без остановки, следя за верным произношением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Москва, АСТ, Астрель, 2010.
Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, Москва, Гном, 2013.
Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика», Санкт-Петербург, Каро, 2006
Пожиленко Е.А «Методические рекомендации по постановке звуков у детей [С], [Ш], [Р], [Л]», Санкт-Петербург, Каро, 2006
Краузе Е. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика», Санкт-Петербург, Корона принт, 2005